ПриложенияСтраница 3
Социально-психологический аспект отклоняющегося поведения нашел отражение в классификации И. Невского. Им выделены следующие группы подростков:
• 1-я группа – положительно ориентированные, но неустойчивые, легко подпадающие под то или иное отрицательное влияние;
• 2-я группа – старательные, но не развитые дети, хронически отстающие от сверстников в учебе;
• 3-я группа – пассивные, безынициативные, ленивые;
• 4-я группа – неорганизованные, несобранные, с неустойчивым вниманием, двигательно расторможенные;
• 5-я группа – недисциплинированные, непослушные, грубые, активные дезорганизаторы, нарушители дисциплины, отрицательно влияющие на сверстников;
• 6-я группа – испорченные неправильным воспитанием и отрицательным примером родителей, с трудным неуживчивым характером;
• 7-я группа – импульсивные, с неустойчивым, часто меняющимся настроением, дисгармоничные.
Интересную классификацию подростков с отклоняющимся поведением дает Т. Молодцова. Она выделяет 10 типов дезадаптированных подростков.
• «Саморазрушители» – подростки, незаметно для окружающих истязающие себя. В результате развивается тревожность, страх, отчуждение, приводящие к депривации, аутизму, иногда суициду. Такие подростки просто не умеют что-либо менять ни в себе, ни в других. Они пассивны, тревожны, одиноки, робки, разочарованы в себе и в людях.
• «Неумеющие» – подростки, которые не могут повлиять на окружающих и изменить что-то в себе в силу потери каких-либо ориентиров или их отсутствия – навыков труда, умения сдерживаться, поддержки извне и т. д. Такие подростки нередко правильно сознают свои трудности (неуспеваемость, недисциплинированность, оторванность от коллектива), но не знающие, как это исправить.
• «Инертные» подростки – те, кто не хочет что-либо менять из-за элементарной лени, пассивности, равнодушия.
• «Конформисты» – подростки, которые по самой своей натуре как бы предрасположены излишне легко ко всему адаптироваться. Это происходит бездумно или специально, что становится отрицательной чертой приспособленца или конформиста. Данная привычка особенно опасна тогда, когда подросток попадает в отрицательные условия.
• «Разрушители» – подростки, которые, имея определенные отрицательные свойства (лживость, агрессивность, властность, грубость, нигилизм и т. д.), обращают их на окружающих. Они не испытывают угрызений совести, ничего не хотят в себе менять, стараются мир переделать под себя и при этом достаточно отрицательно.
• «Смирившиеся» подростки – те, которых жизненные обстоятельства или они сами поставили в невыгодные, сложные, невыносимые условия. Они это понимают, но ничего с этим сделать не могут. Это дети, живущие в семьях, где пьют родители, пребывающие в коллективах, где их игнорируют, терпящие от кого-либо унижения, но ничего не предпринимающие, чтобы изменить ситуацию.
• «Себялюбящие» – упрямые подростки. Они самоуверенны, эгоистичны, не видят своих недостатков и считают себя верхом совершенства. Всякие замечания в свой адрес они воспринимают «в штыки» и не хотят ничего в себе менять.
• «Демонстративные» – категория подростков, которая проявляет себя отрицательно в силу вынужденных обстоятельств (стремление к самоутверждению среди товарищей, желание «отомстить» несправедливому учителю или привлечь внимание родителей). Такие подростки не изменяются, пока не наступают перемены в провоцирующих обстоятельствах.
• «Заблуждающиеся» подростки – не понимают, что ведут себя отрицательно, и не стремятся исправиться, не осознают, что своим поведением, характером и действиями они причиняют вред или неудобства окружающим. Они могут проявлять бестактность, нечуткость, Невнимательность, равнодушие и т. д., делают это не специально, не по злому умыслу.
• «Стремящиеся» – подростки, которые, попав в этот разряд, активно стремятся исправиться.
Современная научная литература раскрывает многообразие аспектов поведения трудных подростков, с которыми имеет дело педагог в практической работе, дает возможность увидеть суть этого довольно сложного социального явления.
Социальный педагог _ Мишуринская Е.В.
Приложение №3
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТОТЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Программа
профилактики склонности несовершеннолетних к делинквентному поведению в условиях детского дома
Новое на сайте:
Исследование положительного влияния средств
массовой информации на процесс воспитания. Организация и проведение исследования
Гипотезой
данного исследования является предположение о том, что воздействие средств массовой информации на процесс воспитания подростка может быть положительным. Повышение эффективности воспитания подростков средствами массовой информац ...
Правовая поддержка
Одной из ведущих функций социального работника в пенитенциарной сфере является правовая поддержка и обеспечение осужденных. Как уже отмечалось, за годы существования советской пенитенциарной системы у персонала и администрации ИТУ сложили ...
Исторические реконструкторы
Ролевики —
неформальная общность людей, играющих в различные ролевые игры, в первую очередь ролевые игры живого действия. Родственными ролевому являются движения исторических реконструкторов и толкиенистов. Ролевое движение выделяют и ка ...