ПриложенияСтраница 2
В основу первой квалификации положены типичные положительные и отрицательные нравственные и психологические качества и свойства изучаемых подростков.
С точки зрения данного подхода, первую группу составили дети с пассивной жизненной позицией,
замкнутые, угрюмые, недоверчивые, безвольные. В острых ситуациях они занимают позицию невмешательства, периодически вступают в конфликт с педагогами и другими детьми. Успевают они посредственно, пропускают уроки, домашних заданий не готовят, равнодушно относятся к труду. Могут поддаваться дурному влиянию и совершать дисциплинарные проступки, но могут и воздерживаться от них при наличии отвлекающих факторов. Охотно поддаются влиянию авторитетов, как в отрицательном, так и в положительном отношении.
Ко второй группе были отнесены эгоисты,
упрямые дети, у которых полный разрыв между словом и делом, склонные скорее поддержать любой ценой дисциплинарный проступок, чем противодействовать ему. Учатся они плохо, грубо нарушают порядок. Они вспыльчивы, невоспитанны, грубы, часто проявляют неадекватную реакцию на замечания, курят, пьют, сквернословят, находятся в подчинении у детей, относящихся к третьей группе, раболепствуют перед ними и действуют по их указке, нарушают дисциплину, когда чувствуют поддержку. При этом они любознательны в отдельных областях знаний, положительно реагируют на поощрения, могут проявить творческое отношение к заинтересовавшему их виду деятельности, способны пересмотреть свои взгляды и убеждения под воздействием систематического и длительного влияния на них в нужном направлении.
К третьей группе были отнесены лживые, драчливые, наглые,
систематически вступающие в конфликты с окружающими, совершающие антиобщественные поступки и правонарушения, пытающиеся отрицательно воздействовать на других воспитанников, употребляющие спиртные напитки, признающие и уважающие только авторитет физической силы. Со сверстниками эти подростки агрессивны и жестоки. По отношению к взрослым, педагогам они занимают антагонистическую позицию. У них сложилось устойчивое агрессивное отношение к явлениям общественной жизни, к мнениям и суждениям, не совпадающим с их собственными; они не признают морали и не считаются с ее нормами.
Иной принцип различия подростков с отклоняющимся поведением предлагает А. Кочетов. Он опирается на разработанную в нашей психологической науке ориентировочную классификацию подростков-правонарушителей, исходя из потребностей структуры их личности.
Первую группу трудных подростков характеризуют устойчивый комплекс общественно-аномальных, отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система откровенно антиобщественных взглядов. У подростков этой группы извращены представления о товариществе, смелости, чувство стыда ослабело. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпровождению, иждивенчество и стяжательство являются их типичными особенностями.
Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, стремлением подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, которые отличаются устойчивым комплексом аморальных потребностей и откровенно антиобщественной направленностью отношений и взглядов. Отличаясь обостренным индивидуализмом, неуживчивостью, эти подростки стремятся к привилегированному положению, притесняя слабых, младших.
Для третьей группы трудных подростков характерен конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки этой группы осознают недостойность совершаемых ими поступков. Однако имеющиеся у них правильные нравственные взгляды не становятся их убеждениями. Нередко проявляется борьба мотивов: либо эгоистические стремления к получению удовольствий, либо угрызения совести и нежелание стать предметом осуждения в глазах авторитетных лиц.
Четвертую группу составляют подростки со слабодеформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, легкомысленность, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед волевыми товарищами.
В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушения случайно. Они пассивны и поддаются различным влияниям.
Типизацию по степени проявления у трудных подростков отклонений от нормы предлагает Л. Зюбин:
Ведущие недостатки личности |
Преобладающие причины соответствующего поведения и способы их преодоления |
1. Грубость |
А) аффективность, невыдержанность, недостатки нервной системы: главное направление работы – создание спокойной обстановки, помощь врача и психолога |
Б) самоуверенные, заносчивые: необходим постоянный анализ их поведения, включение в коллективную деятельность, воспитание умения подчиняться | |
В) в свое время несправедливо обиженные и поддержанные плохими людьми: решающее значение имеет чуткий подход к подросткам, убеждение их на конкретных примерах в том, что плохие люди составляют ничтожно малую долю; обучение подростков умению понимать людей | |
2. Лень |
А) безвольные, неприученные к преодолению трудностей: требуется создание для них таких условий, где постепенно все более будет нарастать напряжение, требующее волевых усилий; развенчание ложных авторитетов |
Б) полное безразличие к учебе: использование всего арсенала педагогических средств, чтобы разбудить любознательность | |
В) переоценка собственных способностей: показ на конкретных примерах собственной переоценки | |
3. Замкнутость, стремление находиться вне коллектива |
А) самоуверенность, противопоставление себя коллективу: развенчивание завышенной самооценки |
Б) кем-то несправедливо обиженные или кем-то третируемые в группе: необходимо выявление причин и лиц, плохо относящихся к данному ученику, преодоление причин | |
В) какие-то недостатки (маленький рост, особенности внешности): тактичные беседы, убеждение, предъявление категорических требований к другим подросткам не обращать на это внимания | |
4. Склонность к правонарушениям |
А) инициаторы, организаторы, способствующие правонарушениям: использовать их энергию в различных поручениях |
Б) исполнители, легко поддающиеся дурному влиянию: включить в положительную деятельность, способствующую исправлению | |
В) действующий в одиночку: включить в коллективную захватывающую деятельность |
Новое на сайте:
Различные
подходы к структуре социологии
В отечественной литературе по-разному решается вопрос о структуре социологической теории. Во-первых, были предприняты попытки рассмотреть ее по специальным социологическим теориям. Но их простое перечисление, без систематизации, приводило ...
Информационно – консультационное сопровождение молодых семей
Программа реализации проекта на 2010 – 2013 годы
№
Приоритетные направления
Содержание работы
Ответственные исполнители
2
3
4
5
6
7
Пропаганда семейных ценностей среди молодежи; обеспечение преемственности поколе ...
Теоретические основы проблем
социально-экологического рассмотрения семьи
Для современного общества, очевидно, что время противостояния общества и природы прошло. Сейчас экологические проблемы в большей мере рассматриваются не как относящиеся к окружающей среде, а в своем генезе и последствиях.[2; c. 99]
В нас ...