Специфика совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности
На протяжении всей жизни практически каждый человек сталкивается с ситуациями, которые субъективно переживаются как трудные и нарушающие привычный ход жизни. Невозможно найти человека, который бы никогда не испытывал состояния тревожности в подобных ситуациях. С тревожностью связаны такие переживания как беспокойство, тревога, страх. Это неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни. Тревожность как личностное образование проявляется в постоянном беспокойстве, неуверенности, ожидании неблагоприятного развития событий [3].
Феномен подростковой тревожности в настоящее время достаточно глубоко изучен и представлен в научной литературе, прежде всего в работах таких авторов как Прихожан А.М., Лютова Е.К., Монина Г.Б., Фрейд А., Захаров А.И. и др. Однако проблема преодоления тревожности и ее негативных последствий для подростков сохраняет свою актуальность.
Подростковый период характеризуется появлением у человека ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и желание утвердить свою самостоятельность, личностную автономию. Это период отчуждения от взрослых. Главный фактор психического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками, повышенная конформность к ценностям и нормам группы сверстников. Центральное личностное новообразование периода – становление нового уровня самосознания, отражающего стремление подростка понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свои индивидуальность и неповторимость [1]. Важную роль в становлении личности подростка играют и происходящие в нем физиологические изменения, которые могут вызывать озабоченность и неудовлетворенность, связанные с собственной внешностью.
Таким образом, рост тревожности в подростковом возрасте может являться следствием определенных внутриличностных конфликтов и неадекватного развития самооценки, а также конфликтов подростков как со сверстниками, общение с которыми имеет особую значимость, так и с взрослыми (родителями, педагогами), с которыми подросток активно борется за автономию.
В этом возрасте еще активно продолжается процесс обучения способам преодоления жизненных трудностей и негативных эмоциональных состояний, особая роль в успешности которого принадлежит эмоционально поддерживающим взаимоотношениям со стороны референтной группы. Успешное овладение этими способами может предотвратить закрепление тревожности как устойчивого личностного образования.
Какие же способы преодоления тревожности используют подростки?
Каким образом уровень и специфика проявления тревожности связаны с особенностями совладающего поведения? На эти вопросы на данный момент времени нет однозначного ответа.
- Психолого-педагогический анализ проблемы подростковой тревожности. Тревожность как психический феномен
- Особенности проявления тревожности у подростков
- Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте
- Опыт эмпирического изучения совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности. Организация и проведение исследования
- Анализ результатов
- Выводы и рекомендации
- Заключение
Новое на сайте:
Деятельность «Центра социальной помощи семье и детям» г.Зеленогорска
«Центр Социальной помощи семье и детям» (далее ЦСПСиД) расположен по адресу: г.Зеленогорск, Красноярского края, ул.Комсомольская, д.60.
ЦСПСиД в основу своей деятельности ставит задачу оказания социальных услуг неполным, многодетным, без ...
Различные
подходы к структуре социологии
В отечественной литературе по-разному решается вопрос о структуре социологической теории. Во-первых, были предприняты попытки рассмотреть ее по специальным социологическим теориям. Но их простое перечисление, без систематизации, приводило ...
Взаимодействие
социологии с литературой, искусством
Социология как наука имеет существенные отличия, а также много общего и с другими науками. Так, в отличие от литературы, искусства, отражающих общественные процессы через призму единичного восприятия, социология осуществляет изучение обще ...