Выводы и рекомендации
На основе анализа полученных результатов мы пришли к следующим выводам.
1. Большая часть подростков (53%) вошла во вторую группу испытуемых (со средним уровнем тревожности). В группу подростков с низким уровнем тревожности вошли 28%, 19% – подростки третьей группы (высокий уровень тревожности).
2. Подростки используют все стратегии преодоления стресса, при этом наиболее предпочитаемой является стратегия разрешения проблемы, а наименее – поиска социальной поддержки.
3. Наиболее привлекательной для низкотревожных и среднетревожных подростков является стратегия разрешения проблемы. А высокотревожные подростки больше ориентированы на избегание как стратегию преодоления стресса.
4. Подростки со средними показателями тревожности больше ориентированы на разрешение проблемы, чем низко- и высокотревожные подростки.
5. Для всех подростков характерно недостаточное использование продуктивных стратегий преодоления стресса.
6. У подростков всех групп преобладают эмоциональные копинг-стратегии – как продуктивные (эмоциональное сосредоточение), так и непродуктивные (подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность). Однако при этом у высокотревожных подростков уменьшается доля продуктивных эмоциональных стратегий (39% – 50% – 25%), а доля непродуктивных эмоциональных стратегий, наоборот, возрастает (33% – 24% – 42%).
7. В целом у высокотревожных подростков заметно ниже доля продуктивных стратегий преодоления стресса, при этом они вообще не ориентированы на когнитивные и поведенческие продуктивные копинги (осмысление, поиск решения проблемы и активное преодоление стресса, альтруизм).
8. Все подростки больше ориентированы на поддержку друзей, на втором месте – значимые другие и, наконец, поддержка семьи.
9. Высокотревожные подростки заметно меньше ориентированы на поддержку значимых других, а также меньше рассчитывают на поддержку семьи.
10. Подростки со средним уровнем тревожности в целом больше ориентированы на социальную поддержку со стороны окружающих, прежде всего друзей; подобные результаты получены и по методике ИСПЭС.
11. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась частично: чем выше тревожность, тем больше ориентация подростков на избегание и уход от разрешения проблем как стратегии преодоления стресса; для высокотревожных подростков характерно недостаточное использование продуктивных (эффективных) стратегий преодоления стресса (альтруизм, активное преодоление стресса, поиск решения проблемы, придание смысла, эмоциональное сосредоточение).
Не подтвердилось наше предположение о том, что с ростом тревожности увеличивается ориентация на социальную поддержку (у среднетревожных подростков ориентация на социальную поддержку действительно выше, чем у низкотревожных; но у высокотревожных подростков показатели ориентации на социальную поддержку снижаются, но они заметно выше, чем у низкотревожных).
Исходя из проведенного нами исследования, мы предлагаем следующие рекомендации социальным педагогам, психологам и учителям средних школ.
1) При организации работы с подростками необходимо учитывать особенности подростковой тревожности и особенности совладающего поведения подростков, в том числе и с разным уровнем тревожности.
2) Особенности совладающего поведения и тревожности можно выявить, наблюдая за подростками. Если информации, полученной через наблюдение, будет не достаточно, мы рекомендуем использовать следующие диагностические методики: для изучения тревожности – методику Прихожан А.М.; для изучения совладающего поведения – методику Э. Хайма, ИСПЭС, методику оценки восприятия социальной поддержки (данные методики представлены в Приложениях к нашей работе).
3) При организации социально-педагогической и психологической работы с подростками необходимо уделять внимание обучению их стратегиям совладающего поведения.
4) При этом всех подростков вне зависимости от уровня тревожности следует обучать использованию продуктивных когнитивных и поведенческих стратегий преодоления стресса.
5) При обучении эффективному копинг-поведению высокотревожных подростков следует делать акцент на развитии у них умения обращаться за социальной поддержкой, а также способам эффективного разрешения проблем и приемам эмоциональной саморегуляции.
Нашу работу мы адресуем социальным педагогам, учителям среднего звена и всем тем, кто работает с подростками и интересуется проблемами подростковой тревожности и совладающего поведения.
Новое на сайте:
Социализация личности и проблемы одиночества. Социальный
статус пожилого человека
В отечественной социологической литературе пенсионеров обычно рассматривают как большую общественную, социальную или социально-демографическую группу, причем иногда эти определения объединяются. Одни авторы считают их социальной группой н ...
Анализ межотраслевого опыта социального обеспечения трудящихся и населения России
До настоящего времени главным оценочным показателем функционирования и развития экономики страны традиционно является валовой внутренний продукт (ВВП), выражающий общую валовую сумму выручки от реализации товарной продукции и услуг всеми ...
Отсутствие близкой привязанности в детстве
Утрата значимых взаимоотношений тяжела в любом возрасте, но для маленьких детей эти события особенно серьезны по своим последствиям. В своем довольно необычном анализе Шейвер и Рубинстайн ( Shaver & Rubenstein, 1980) утверждали, что л ...