Психолого-педагогический анализ проблемы подростковой тревожности. Тревожность как психический феноменСтраница 1
Для каждого человека характерен определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной деятельности человека [5].
Психологический словарь дает следующее определение термина «тревожность» [18; с. 423].
1. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состояниям тревоги, а также в низком пороге его возникновения.
2. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не располагают.
Тревожность
– это комплекс эмоциональных состояний таких, как страх, беспокойство, стыд, вина и другие, которые оказывают неблагоприятное влияние на самореализацию личности, мешая человеку добиться успехов в жизни [5; с. 12].
Но в чем же состоит специфика терминов тревога и страх, и как они связаны с тревожностью?
Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины 18 века и обозначало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Психологический словарь дает следующее объяснение этого термина: «Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения. Рассматривается как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов» [18; с. 424].
В литературе часто смешиваются понятия тревога и тревожность, но они абсолютно неидентичные. Тревога – это эпизодическое проявление беспокойства и волнения. Поведенческие признаки тревоги: ребенок начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить пальцами по столу, теребить волосы, и др. Иногда тревога очень полезна, она помогает мобилизировать потенциальные возможности. В связи с этим различают мобилизирующую (дает дополнительный импульс) и расслабляющую (парализует человека) тревогу.
Единичные проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, которое и получило название «тревожность». При этом следует разграничивать термины «тревожность» и «страх» [21; с. 86]. Э. Изард трактует понятие «страх», как специфическую эмоцию, выделяемую в отдельную категорию [7; с. 17]. Он отмечает, что тревога состоит из множества эмоций, одной из составляющих которой является страх. Известный физиолог Павлов И.П. считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения [3].
В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. И в страхе, и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства волнения и беспокойства, то есть в обоих понятиях отображено восприятие угрозы или отсутствие чувства безопасности, но также этот компонент присутствует и в тревожности. Ф.Б. Березин отметил, что тревожность – это эмоциональное состояние, закономерно сменяющееся по мере возрастания, и выделил 6 уровней состояния тревожности.
Тревога
– это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто она проявляется в ожидании какого-либо события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями [22; с. 48].
Страх
– аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека, а тревога – это эмоционально заостренное ощущение предстоящей угрозы. Страх можно рассмотреть как выражение тревоги в конкретной форме [22; с. 49].
В немецком языке слово, означающее страх
(Angst) происходит от латинского слова angustus, что означает – «тесно». Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера [3; с. 13].
Страх и тревога как относительно эпизодические реакции имеют свои аналоги в форме более устойчивых психических состояний: страх – в виде боязни, и тревога – в виде тревожности. Если страх и от части тревога скорее ситуационно, чем личностно, обусловленные психические феномены, то боязнь и тревожность, наоборот, скорее личностно мотивированны и более устойчивы [1].
Таким образом, среди эмоций, включенных в состояние тревоги, ключевой является страх, хотя в «тревожном» переживании могут присутствовать и другие [9].
Новое на сайте:
Анализ результатов эмпирического исследования
В основе работы учреждения «Молодежно-подростковый клуб «Нур» лежит четко сформулированная концепция развития, направления работы выбраны с учетом социальной потребности. Специалисты регулярно проводят анализ социальных проблем подростков ...
Становление электоральной социологии в Украине
Рассматривая электоральную социологию как самостоятельную отрасль социологии, следует отметить, что в Украине она находится еще в процессе институционализации, делая быстрые и уверенные шаги в этом направлении. Начиная с 90-х годов XX век ...
Многообразие социальных конфликтов и проблема их
типологизации
По мнению А.Г. Здравомыслова, конфликт - это "форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.
А.Г. ...