Приложения
Страница 33

Среди причин социального характера одной из самых распространенных является влияние социального окружения, в котором живет и развивается ребенок. Развиваясь в социально неблагополучной среде, подросток усваивает её нормы и ценности. Даже если они противоречат принятым в обществе, для ребенка они - наиболее правильные, поскольку он не имеет опыта жизни в иной социальной среде.

Причиной может стать и социально благополучная, но низкая по уровню материального обеспечения среда. если у ребенка, воспитанного в такой среде, не сформированы моральные нормы и ценности, навыки самостоятельного планирования жизни, он может преступить принятые в обществе нормы поведения сначала в виде протеста против своих условий жизни, а затем нарушать законе с целью повышения своего уровня жизни (кражи, махинации и т.д.) Причиной может быть и социально, и материально благополучная среда. При несформированности моральных норм, отклонениях в развитии, конфликтах со взрослыми ребенок, воспитывающийся в благополучной атмосфере, может пуститься на «поиски приключений» или найти поддержку в неблагополучной среде и начать следовать ее законам и нормам.

Выделяются 6 типов юных правонарушителей с точки зрения психотерапевта:

1) Он просто «валяет дурака». (Поздние приходы домой, обман, школьные прогулы, безбилетное посещение кино. Такие подростки могут постоянно дразнить и обижать братьев и сестер, спустить соседу шину в автомобиле, подложить «дымовушку» на школьной дискотеке, попробовать наркотик)

2) Враг родителей. (Причиной плохого поведения может быть месть одному или обоим родителям. с течением времени их враждебность перерастает в настоящую войну)

3) Испорченный ребенок (Ни в интеллектуальном, ни в эмоциональном развитии у него нет отклонений. Но в поведении у него есть явное отклонение - контакты с правонарушителями. Как правило, это свидетельствует о том, что ребенок вырос в неблагополучной среде. и теперь он живет по нормам своего порочного окружения)

4) Органик (Это ребенок с мозговой травмой или задержкой умственного развития. Это «расторможенный» ребенок, у которого нарушения дисциплины объясняются ослабленным интеллектом и отсутствием способностей оценивать свои поступки).

5) Психотики (это умственно неполноценные, больные дети)

6) Дурное семя (отклонение проявляется с самого раннего возраста, часто еще в дошкольные годы)

Причины, связанные с возрастными кризисами.

развитие ребенка в школьные годы не всегда происходит безболезненно. В возрасте от 7 до 17 лет подрастающий человек проходит несколько стадий возрастного развития, на каждой из которых происходят значительные изменения физического и психологического состояния, меняются эмоциональные и коммуникативные восприятия. Далеко не все дети при этом хорошо владеют своими мыслями, чувствами, поступками. Дети и подростки в течение школьного периода несколько раз оказываются в кризисных ситуациях. Общеизвестно, что кризис при переходе от младшего школьного возраста к подростковому связан с физиологическими изменениями организма, отношениями, складывающиеся со взрослыми. Любой кризис несет в себе и конструктивное, и разрушительное начало. Негативное развитие – только оборотная сторона позитивных процессов, происходящих в переломные периоды. Разрушение прежних интересов, негативизм, оппозиционность – лишь способы, которыми ребенок создает новую мораль и систему ценностей. От того, как взрослые отреагируют на негативные проявления, во многом будет зависеть качество изменений, происходящих с ребенком. нельзя не замечать наиболее опасные негативные проявления, поскольку они могут закрепиться и развиться, но нельзя и «перегибать палку» в излишней строгости и тотальном контроле: это может привести также к закреплению негативных проявлений и патологическим изменениям характера.

Делинквентное поведение.

Делинквентное поведение - отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях, представляющее собой уголовно наказуемые действия.

В настоящее время проблема делинквентного поведения стоит достаточно остро.

У большинства несовершеннолетних делинквентов (правонарушителей) к возрасту 13-14 лет можно говорить о начальном этапе формирования социально-психологической личностной деформации.

Ее первым компонентом является педагогическая запущенность с несформированностью познавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Она включает также общую неподготовленность к учебе с негативным отношением к заданиям, безразличием к оценке результатов деятельности. Одновременно отмечаются существенные пробелы в знаниях несмотря на формально сохранные мыслительные способности, правильную практическую, социально-бытовую ориентировку.

Страницы: 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38


Новое на сайте:

Межгрупповой конфликт
Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими. Малая социальная группа - это совокупность людей, находя ...

Анализ результатов исследования
1. Социальный портрет выборки. Характеристика выборки Распределительный характер пол Муж. 14 (47%) Жен. 16 (53%) возраст От 8до10 -4чел. От11до13 -7чел. От14до15 -3чел. От16до17 -0чел. От8до10 -5чел. От11д ...

История становления социологии в России
Целостное социологическое видение общественных отношений стало формироваться в России в 1850-ых годах. На первом этапе оно было связано с задачей философско-политического характера - осмыслением исторических перспектив развития страны. В ...