Особенности личностного развития детей сиротСтраница 2
В подростковом возрасте у ребенка существенно возрастает стремление к свободе и независимости. И ему важно осознавать, что эта свобода “ завоевана” им, а не предоставлена взрослым. Отрицательное поведение подростка – негативизм, грубость, нарушение многих правил и требований, воспринимаются взрослым как некоторое зло, свойственное данному возрастному периоду [2; 54].
Жестоко регламентированная жизнь воспитанников детских домов отнюдь не способствует подобному “завоеванию свобод”. Практически каждая минута жизни воспитанника расписана, предопределена педагогом. Заранее известно, что иногда делать. Это не подлежит обсуждению, не предполагает возражений, и уже тем более противостояние подростка. Подобные условия жизни без права выбора занятий и дел не способствует появлению ответственности и препятствует формированию самостоятельности у детей сирот [18; 60].
И еще не смотря на то, что школьное обучение подростка продолжается, учебная деятельность не перестает быть для него ведущей, но уже начинает отходить на второй план. Более важным становиться поиск своего места в обществе, и жизни. Это проявляется в общении подростка со сверстниками, и его общественно полезной деятельности, но и когда акцент грубости, протеста, доходящего до откровенного хулиганства. Для воспитанников интернатов поиск своего места затруднен, из-за ограниченности социального пространства рамками учреждения, из-за однообразия и бедности межличностного контакта [19; 45].
Для каждого периода существуют определенные виды деятельности, имеющие наибольшее значение для психологического развития. Их называют ведущим видами деятельности данного периода: [7; 70].
В младенческом возрасте – эмоциональное общение с взрослым.
Ранний возраст – предметно-эрудированная деятельность.
Дошкольный возраст - игра, рисование, конструирование.
Младший школьный возраст – учебная деятельность.
Подростковый возраст – формирование взаимоотношений со сверстниками и с обществом в целом.
Юношеский возраст – профессиональное обучение или трудовая деятельность.
Каждому из этих видов деятельности соответствует определенная форма обучения.
В младшем возрасте – эмоциональное общение с взрослым.
В раннем возрасте – деловое общение с взрослым.
В дошкольном возрасте – общение с взрослым на отвлеченные темы.
В младшем школьном возрасте – учебное общение.
В подростковом возрасте – личное общение со сверстниками.
В юношеском возрасте – окончательно складываются все Фомы общения, свойственные “ взрослой” жизни.
Личность формируется в общении.
У воспитанников интернатов все этапы развития происходят с искажениями. Когда они начинают самостоятельную жизнь за пределами интерната, то оказываются, практически не готовы к ней.
Воспитанники детского дома часто оказываются в условиях не достаточности или специфичности социальных контактов, несоответствующих возрасту индивидуальной особенности детей. Дети, в закрытых учреждениях, часто отличаются от своих сверстников замкнутостью, недоверием к окружающему миру. Тяжесть последствий социальной депревации и трудностей компенсации зависит от возраста, в котором ребенок лишился полноценных и устойчивых социальных отношений, а также от продолжительности и глубины нарушения контактов. Следует отметить, что со временем последствия социальной депревации могут быть частично преодолены. Степень доверия, в котором ребенок проникается к миру, другим людям и самому себе, в значительной степени зависит от проявляемой о нем заботе. Если младенец получает все, что ему нужно, и не испытывает дискомфорта, если его потребности быстро удовлетворяются, ели с ним постоянно разговаривают и играют, достаточно его ласкают, то он начинает считать, что мир уютное место, а люди достойны любви и доверия [10; 103].
Новое на сайте:
Отечественная система пенитенциарных учреждений
Что же представляет собой современная система пенитенциарных учреждений? По данным Минюста к системе пенитенциарных учреждений на относится:
исправительно-трудовые колонии, воспитательно-трудовая колония, тюрем и следственный изолятор. ...
Адаптация мигрантов к новой культурной среде
В современных условиях межэтнические контакты становятся все более интенсивными и все более разнообразными. Совершенно очевидно, что они и впредь будут расширяться и интенсифицироваться. Нередко эти контакты осложняются, становятся менее ...
Социальная работа с пожилыми людьми. Технологии
социальной работы с пожилыми людьми
В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:
— предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;
— содействие практической реализации прав и законных интересов, обеспечению возможн ...