Основы теории массовой коммуникацииСтраница 1
Жизнь современных государств и политических систем сложно представить себе без развитой сети коммуникаций. Массовые коммуникации сегодня сложны и многогранны. Меняются аспекты их работы, меняется законодательство и технические параметры их функционирования. Методология изучения феномена массовой коммуникации развивается вслед за прогрессом объекта своего изучения. Сегодня изучение политической сферы невозможно без учета коммуникативных факторов, которые не только являются связующим звеном политической системы, но и выступают необходимым условием существования современной политики. В данном курсе мы будем изучать не только практические аспекты функционирования массовой коммуникации, но и методологию ее изучения.
Целью нашей первой лекции является определение основных подходов к трактовке роли массовой коммуникации в обществе, изучение теории эффектов массовой коммуникации, а также определение понятий коммуникации и политической коммуникации. Итогом лекции должно стать повторение основных моментов теории массовых коммуникаций, усвоение основных подходов и базовых определений массовой коммуникации.
1.1.
В понятие политическая коммуникация следует включить "всю совокупность феноменов информационного воздействия и взаимодействия в сфере политики, связанных с конкретно-исторической деятельностью политических акторов по поводу власти, властно-управленческих отношений в обществе"[1]. При этом учитывается, что чаще политическая коммуникация строится на косвенном общении людей и осуществляется в современном обществе через каналы массовой коммуникации.
Поэтому массовая коммуникация рассматривается не просто как процесс обработки информации, ее передачи при помощи разнообразных технических средств, прессы, радио, телевидения, а также общения людей как членов "массы", а как институционализированное производство и распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации[2]. СМИ выступают не только посредником в процессе политической коммуникации в системе "власть-общество", но и становятся самостоятельными участниками, особой составляющей процесса политической коммуникации.
В основе институциональногоподхода лежит понимание СМИ как института и канала политической коммуникации, иначе говоря, медиатора (отсюда и англоязычное название средств массовой информации - mass-media, что можно трактовать как "массовые посредники"). При этом собственно СМИ входят в более широкую систему средств массовой коммуникации, охватывающую также средства производства информации и связи. СМИ выступают как совокупность институтов сбора, анализа, подготовки к распространению тех или иных сведений, а также технических средств по приему, кодированию и декодированию сигналов, мультиплицированию и направлению сведений по коммуникационным каналам.
Неоинституциональныйподход обращает внимание на соотношение эффективности и выживания политической системы, СМИ здесь рассматриваются как институт, который способен формировать и усиливать политические процессы, осуществлять коммуникацию в любом направлении. При этом совокупный интерес трех сторон (власти, общества и самих СМИ) предусматривает эффективную работу института СМИ. Одним из первых данную тактику к анализу СМИ применил М. де Флюэр. Он исследовал возможности СМИ по поддержанию общественной системы в равновесии через отношения между содержанием продукции СМИ и вкусами аудитории. При этом СМИ рассматривались как автономная система, состоящая из совокупности подсистем, "вписанных" в некоторую внешнюю систему.
В рамках данного подхода немецкий теоретик Н. Луман также рассматривал СМИ в качестве саморегулирующейся системы, которая должна постоянно откликаться и реагировать на потребности внешней среды, и при этом воспроизводить саму себя. Он считал, что публика является своеобразной "окружающей средой", необходимой для функционирования СМИ, и называл СМИ стабилизирующим механизмом общества, который возник в результате процесса функциональной дифференциации и действует на постоянной основе.
Бихевиоралистский
подход позволяет делать акцент в исследовании деятельности СМИ на личности зрителя, изучать сознательные и бессознательные структуры, процессы влияния и воздействия масс-медиа на поведение аудитории. В качестве стимулов здесь рассматриваются сообщения СМИ, на которые должна поступить непосредственная реакция аудитории. Иначе говоря, человек усваивает модели поведения, окружающих, имитируя их действия. Таким образом, СМИ становятся источником научения.
Новое на сайте:
Социальная политика
по борьбе с игроманией. Социальная политика и социальная реклама по борьбе с игроманией
за рубежом
Лечение лудомании отличается в разных странах, как отличаются и методики диагностики и классификации.
В Швейцарии лечение сводится к приему антидепрессантов и лечению психотерапией добрую сотню как местных завзятых игроков, так и ездящих ...
Виды семейного насилия
На основе проведенных эмпирических исследований по изучению гендерных различий феномена семейного насилия в отношении женщин, авторы выделяют четыре основных вида насильственных действий: физическое, сексуальное, психологическое и экономи ...
Социальные налоги
Самые большие социальные налоги в Европе (около 47%) – это в Польше. Далее следуют Болгария – 44%, Россия – 35%, Швеция – 26% и Великобритания – 21%. Интересно сопоставить эти цифры с уровнем зарплат. В Польше, Болгарии и России они на по ...