Основы теории массовой коммуникацииСтраница 4
Позже были выдвинуты концепции "активной аудитории" СМИ в плане выбора источников информации и отбора сообщений. Л. Фестингером была предложена концепция "когнитивного диссонанса", возникающего у зрителей при навязывании им сообщений, противоречащих их установкам.
В последствии идея трансформировалась в концепцию целенаправленного информационного отбора У. Уэйсса и "теорию полезности и удовлетворения потребностей" Э. Катца, К. Розенгрена и др., согласно данным воззрениям индивиды осуществляют отбор полезной информации, игнорируя сообщения, не отвечающие их интересам.
Дальнейшие исследования эффектов воздействия СМИ исходили из возможности моделирования с их помощью своеобразной медиа-реальности, отличающейся от политической действительности.
К данной группе исследований можно отнести труды У. Липпмана, теорию "привратника" К. Левина, "спираль молчания" Э. Ноэль-Нойман и концепции информационного дефицита. Все эти концепции в общем говорят о возможности СМИ привлекать внимание зрителя, замалчивать …, актуализировать… и заниматься селекцией сообщений, искажая образ реальности.
В частности, Маккоумз и Шоу описали эффект "формирования информационной повестки дня", вызванный особенностями формата телевидения, имеющего возможность определять набор наиболее важных в тот или иной отрезок времени сюжетов и проблем и вводить данный набор в сознание аудитории[11].
Эффект проявляется, когда речь идет о проблемах, находящихся за пределами личного опыта.
Поскольку большинство политических проблем таковыми не являются, они обсуждаются не потому, что назрела потребность в их решении, а по каким-то иным мотивам.
Примером этого является любая избирательная кампания, где политическими акторами с помощью СМИ привлекается внимание аудитории к тем или иным вопросам в целях осуществления своих политических интересов.
1.3. Массовая коммуникация- процесс распространения информации сведений, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п. с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, пространственно рассредоточенные аудитории.
Массовая коммуникацияпрежде всего характеризуется:
ф - наличием технических средств, обеспечивающих регулярный выход и тиражированностью;
ф - социальной значимостью информации, способствующей повышению мотивированности массовой коммуникации;
ф - массовостью аудитории, которая вследствие ее рассредоточенности и анонимности требует тщательно продуманной ценностной ориентации;
ф - многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных
средств, обеспечивающих вариативность массовой коммуникации.
Характеристики
массовой и межличностной коммуникации
Массовая коммуникация |
Межличностная коммуникация |
Опосредованность общения техническими средствами |
Непосредованный контакт в общении |
Общение больших социальных групп |
Общение в основном отдельных индивидов |
Ярко выраженная социальная ориентированность общения |
Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения |
Организованный, институциональный характер общения |
Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения |
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения |
Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта |
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения |
Более "свободное" отношение к соблюдению принятых норм общения |
Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей |
Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей |
"Коллективный" характер коммуникатора и его публичная индивидуальность |
"Индивидуальный" характер коммуникатора и его "приватная" индивидуальность |
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория |
Реципиент - отдельный конкретный человек |
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений |
Единичность, приватность универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность |
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения |
Преобладание непосредственного восприятия сообщения |
Новое на сайте:
Стили семейного воспитания
Большое значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль "согласия".При авторитарном стиле родителями навяз ...
Формы и методы социальной работы по решению проблем молодой семьи
Молодая семья, помимо своих институциональных и эмоционально-групповых связей, имеет также качества процесса ее целостность не статична, а динамична. Она живет, приспосабливаясь как к внешним по отношению к себе условиям, так и к ...
Молодежь как особая социально - демографическая
группа. Социальный портрет
молодежи
Молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.
Социальные особенности молодежи определяются специфиче ...