МикрофакторыСтраница 3
В результате возросла автономия детей от родителей, а подрастающих поколений в целом — от взрослых вообще. Сегодня это делает еще более рельефным ситуация перемен, в которой увеличиваются различия между взрослыми и юными в мировосприятии, в стиле жизни, в восприятии себя и в самореализации.
Общество сверстников — во многом модель взрослого общества — отражает в гипертрофированном виде его основные, особенно негативные, тенденции. Здесь дети, подростки, юноши учатся тому поведению, которое на самом деле принято в обществе взрослых; усваивают нормы морали — единой или двойной, а то и тройной,— которые превалируют в мире взрослых; учатся выполнять роли юноши и девушки, мужчины и женщины.
Как уже упоминалось, подрастающие поколения много быстрее и легче, чем старшие, осваиваются в меняющихся социальных реалиях. И поэтому естественно то, что ряд норм, еще далеко не общепринятых во взрослом обществе, уже усвоены в подростково-юношеской среде.
И речь идет не столько о различиях в сексуальном поведении (на чем нередко “зацикливаются” взрослые), сколько об отношениях к заработку, деньгам, предпринимательству и т.д. И, надо заметить, что эти нормы вполне реализуются ими, к примеру, в школьной жизни. Всплеск фарцовки, торговля шпаргалками и даже плата за новый анекдот — свидетельство тому, к сожалению, печальное.
Сегодня подростки и юноши значительно автономнее от взрослых. А достичь автономии и утвердить себя как личность — важнейшие задачи в этих возрастах.
Эта автономия наглядно проявляется в особенностях детской и подростково-юношеской субкультур
Их важнейшим элементом можно считать жаргон. Как бы заново открывая мир и себя в нем, дети, подростки и юноши стремятся обозначить свои уникальные, с их точки зрения, открытия по-своему, не так, как это принято. Этому и служат жаргонные слова и выражения. В то же время жаргон — своеобразный пароль, пропуск в общество сверстников. Кроме того, с помощью жаргонных слов и выражений ребята пытаются компенсировать эмоциональную и “словарную” невозможность выразить свои переживания и чувства.
Другой элемент субкультуры — следование моде в одежде, прическе, стремление с ее помощью ощутить свое единство со сверстниками и выделиться по отношению к взрослым.
Субкультура — это и определенный стиль поведения и пристрастия в музыке и танцах, в тех или иных занятиях в свободное время.
Для субкультуры современных подростков и юношей характерны две тенденции. С одной стороны, имея общие или сходные черты, она явно дифференцируется по регионам и в русле многочисленных молодежных течений (например, фанатов различных типов). С другой, на нее большое влияние оказывает уголовно-лагерная субкультура, что проявляется в жаргоне, в нормах и стиле поведения, отношения к людям, отношений подростков между собой.
Основа общества сверстников — неформальные приятельские и дружеские группы, куда входят практически все дети, подростки и юноши. В этих группах не требуется соблюдать правила поведения, необходимые в отношениях со взрослыми, в них можно быть самим собой (так, во всяком случае, считается). На самом деле это не совсем так, а нередко и совсем не так:: в этих группах тоже надо придерживаться определенных норм, нередко еще более жестких, чем в среде взрослых.
И все-таки чем старше школьник, тем настоятельнее у него потребность в таких группах, где он получает действительную или иллюзорную (что чаще всего не осознается) возможность реализовать себя и сущностно, и внешне.
Сущностно — потому что в компании сверстников он ощущает себя равным, принятым, в стало быть, ценным. Это крайне важное ощущение, без которого трудно расставаться с детством, рвать эмоциональную пуповину, связывающую с родителями. Оно, это ощущение, позволяет считать себя на каждом возрастном этапе “уже выросшим”.
В то же время в обществе сверстников идет и внешняя реализация себя: быть таким, как все, соответствовать стандартам моды, поведения. Уже младшего подростка начинает одолевать смутное беспокойство: “Такой ли я как все?” Чем старше он становится, тем неотвязнее это сомнение. Наличие компании помогает убедиться в том, что с этим все в порядке. (Другое дело, что уже в старшем возрасте параллельно возникает другое беспокойство: “Неужели я такой, как все?”)
Общество сверстников — это не только неформальные группы. Это и различные коллективы в учебно-воспитательных учреждениях, а также детские и юношеские организации.
Новое на сайте:
Жизнедеятельность М. Вебера
Первые работы Вебера - «К истории торговых обществ в средние века» (1889), «Римская аграрная история и ее значение для государственного и частного права» (1891; рус. пер.: «Аграрная история древнего мира» - 1923), сразу поставившие его в ...
Основные положения теории народонаселения Мальтуса
Теория народонаселения, выдвинутая Мальтусом, изложена им в работе «Опыт о законе народонаселения…» [2], вышедшей впервые в 1798 году и вторично изданной автором с существенными изменениями в 1803 году.
Изначальной целью своего исследова ...
Экономические условия развития родового общества от варварства к
цивилизации
Возникнув на средней ступени дикости и продолжая развиваться, род достигает своего расцвета на средней ступени варварства. В качестве примера в 19-м веке выступают краснокожие индейцы, среди которых долгое время жил сам Генри Льюис Морган ...