Микрофакторы
Страница 1

Семья.

Нынешняя семья переживает период серьезных изменений. В своем большинстве семьи состоят теперь из двух поколений — родителей и детей; бабушки и дедушки. как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и — что для нас еще важнее — коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Эмоциональная привязанность родителей и детей друг к другу — сравнительно недавнее приобретение человечества.

Вот как описывал историк Н. Костомаров атмосферу русской семьи в 16-17 столетиях: “Между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложной святостью патриархальных отношений . Покорность детей была боле рабская, чем детская, и власть родителей над ними переходила в слепой деспотизм безнравственной силы.” Чем благочестивее был родитель, чем более проникнут был учением православия, тем суровее обращался он с детьми, ибо церковные понятия предписывали ему быть как можно строже . Слова почитались недостаточными, как бы убедительны не были .”. Домострой даже запрещал смеяться и играть с ребенком.

Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими, то есть определяемыми глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Тому есть свои причины.

В семье происходит болезненная ломка привычных позиций. Отец, как правило, перестал быть ее экономическим главой, современный быт лишил его большинства мужских домашних обязанностей и выдвинул на передний план мать. Кроме того, авторитет родительской власти сегодня часто не срабатывает — на смену ему приходит авторитет личности родителей. Но процесс этот трудный, в первую очередь для родителей. Дети нередко имеют более высокий уровень образования, они имеют возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями.

Запреты становятся все менее контролируемыми и реализуемыми. А разрешать родители не всегда умеют и не всегда различают, что следует разрешать, а что необходимо просто запрещать. Все это осложняет ситуацию и делает позицию отца и матери в отношениях с детьми не редко драматичной.

Семья — важнейший институт социализации подрастающих поколений. Она являет собой персональную среду жизни и развития детей, подростков, юношей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества, социально-экономический — определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе; технико-гигиенический — зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; наконец, демографический — определяется структурой семьи.

Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или иной возрастном этапе играет семья.

Всеобъемлющее влияние семьи на ее младших членов, его содержание и характер связаны с рядом психологических механизмов социализации ребенка в семье. Первый — подкрепление: поощряя определенное поведение ребенка, наказывая его за нарушение тех или иных правил, родители внедряют в его сознание систему норм, знание о том, какие из них одобряются, а какие — нет. Другим механизмом является идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется (сознательно и неосознанно) на их пример. И наконец, зная внутренний мир ребенка, откликаясь на его проблемы или, наоборот, игнорируя то и другое, родители тем самым формируют его самосознание и личность в целом.

Современные семьи весьма разнообразны, и от этого зависит, какой персональной средой развития ребенка они являются, каким содержанием наполняются в них названные выше механизмы социализации. Очень условно можно говорить о нескольких типах семей.

Есть семьи, в которых старшие стремятся не столько “формировать” личность ребенка, дисциплинировать его, сколько помогать его индивидуальному развитию, добиваясь эмоциональной близости, понимания, сочувствия. У других родителей целью является подготовка ребенка к жизни через тренировку его воли, обучение нужным и полезным умениям (разумеется, согласно родительским представлениям). В ряде семей это дополняется навязчивым стремлением полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей, что может вести к острым конфликтам. Немало отцов и матерей, которые фактически рассматривают своих детей как воск или глину, из которых они стремятся лепить личность (иногда это делается целенаправленно, в большинстве случаев — стихийно). Если же ребенок сопротивляется, его наказывают, даже беспощадно бьют, выколачивая своеволие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое на сайте:

Организационная основа деятельности отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов
Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется путем предоставления им социальных услуг в соответствии с территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг и является одной из осно ...

Проблемы образования молодежи в России
Право на образование является одним из приоритетных конституционных прав. В Федеральном законе «Об образовании» дается такое определение этого понятия: образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, ...

Повестка дня глазами общественности
2009 год для всего мира стал испытанием. Разразившийся экономический кризис затронул Россию, и, как показала статистика, наша страна преодолевает его последствия с большим напряжением и менее успешно, чем другие страны. Сокращение промышл ...