Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте
Страница 3

Статьи по социологии » Специфика совладающего поведения у подростков с разным уровнем тревожности » Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте

Анализ использования различных стратегий совладающего поведения показывает, что в младшем и в старшем подростковом возрастах наименее представленными в совладании со стрессовыми ситуациями оказываются стратегии: сотрудничества, альтруизма, придание смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки и эмоциональная разрядка. Можно предположить, что такие поведенческие возможности еще не развиты у подростков. Это отражается на качестве социально-психологического взаимодействия в стрессовых ситуациях. Подростки часто остаются наедине со своими чувствами, подавляют их. При этом ограничивается и возможность осознания чувств, и развитие копинг-поведения. Другой человек, значимый близкий редко воспринимается как потенциальный участник переживания возникшей трудной ситуации, тем более как сотрудник в ее разрешении. Не часто подростки воспринимают и себя в роли помощника или эмоционального соучастника. В целом можно констатировать обедненную вариативность поведенческого, эмоционального и когнитивного реагирования, а также слабую обученность подростков конструктивным выходам из конфликтных ситуаций. [20].

Рассматривая особенности совладающего поведения у подростков, мы пришли к ряду выводов.

1) Для регуляции нервно-психических состояний человек использует как неосознанные психологические защиты, так и осознанные копинг-стратегии.

2) Механизмы психологической защиты являются врожденными, бессознательными, запускаются в экстремальной ситуации и выполняют функцию «снятия внутреннего конфликта».

3) Наиболее важными защитными механизмами признаются следующие: вытеснение, отрицание, проекция, формирование реакции, регресс, сублимация.

4) Существуют также специально направленные усилия, предпринимаемые в ситуации психологической угрозы (копинг-поведение, т.е. осознанные стратегии совладания со стрессом и другими порождающими тревожность событиями).

4) Впервые термин «совладание» был использован Л. Мерфи при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития.

5) Л. Лазарус говорил, что стрессовая реакция рассматривается как результат реагирования организма на соотношение: «предъявленные требования» – «ресурсы для их выполнения».

6) Предъявляемые требования могут быть внешними и внутренними.

7) Ресурсы могут быть внешними (социальная поддержка) и внутренними (способность к сопротивлению, эмоциональная стабильность).

8) Для совладания со стрессом каждый человек использует копинг-стратегии (поведенческие, когнитивные и эмоциональные), которые в зависимости от степени своих адаптивных возможностей делятся на адаптивные, относительно адаптивные и неадаптивные.

9) В поведенческой сфере к адаптивным принято относить активное преодоление и альтруизм, к частично адаптивным – поиск социальной поддержки и отвлечение, к неадаптивным – изоляцию, компенсацию с использованием допинговых средств и уход от реальности.

10) В когнитивной сфере к адаптивным относят поиск решения проблемы и придание смысла, к частично адаптивным – ориентацию на мнение значимых других, отрицание, к неадаптивным – избегание проблемы и растерянность.

11) В эмоциональной сфере к адаптивным относят эмоциональное сосредоточение, к частично адаптивным – поиск эмоциональной поддержки и эмоциональную разрядку, к неадаптивным – подавление чувств, чувство вины, агрессивность, покорность.

13) Анализ копинг-поведения младших и старших подростков показал, что младшие подростки в большинстве своем используют неадаптивные копинг-стратегии, а старшие подростки используют адаптивные копинг-стратегии.

14) В младшем и в старшем подростковом возрастах наименее представленными в совладании со стрессовыми ситуациями оказываются стратегии: сотрудничества, альтруизма, придания смысла происходящему, поиск эмоциональной поддержки и эмоциональная разрядка. По-видимому, такие поведенческие возможности еще не достаточно развиты у подростков. Это отражается на качестве социально-психологического взаимодействия в стрессовых ситуациях.

15) На способы совладания со стрессом влияют индивидуально-психологические особенности личности подростка: темперамент, уровень тревожности, тип мышления, особенности контроля, направленность характера.

Страницы: 1 2 3 4


Новое на сайте:

Социальная стратификация
В основании теорий социальной стратификации и социальной мобильности лежат понятия социальной дифференциации и социального неравенства. Иногда эти понятия отождествляются, однако надо отметить, что понятие «социальная дифференциация» боле ...

Возможности решения проблем молодой семьи средствами социальной работы. Структура и задачи социальной работы по решению проблем молодой семьи
На данном этапе развития теории социальной работы признается затруднительным сформулировать определение, которое исчерпывало бы все содержание понятия социальной работы. Социальная работа рассматривается в аспекте содействия осуществлению ...

Словарь терминов
Автоволны – один из видов самоподдерживающихся волн в активных средах, содержащих внутренние источники энергии. Автоволны представляют собой процессы распространения автоколебаний в распределенных колебательных системах. Аттрактор – (от ...