Особенности проявления тревожности у подростков
Страница 2

Поведенческие проявления тревожности в младшем школьном возрасте отличаются от подростковых тем, что они более инфантильны, связаны со сменой социального статуса, страх «быть не тем», боязнь не справиться с заданием, страх перед учителем, внезапно развивающиеся заболевания, внутренний конфликт ребенка между противоречивыми требованиями дома и в школе, нервность и агрессивность ребенка. Подростки более направлены на тактильные ощущения, прикосновения, они переживают из-за своей «непохожести» на сверстников, в поведении проявляется агрессивность. За агрессивностью часто скрывается отчаяние подростка, который ищет понимания и любви, они хотят находиться в центре внимания. Так же не редко у подростков встречаются депрессивные состояния, у них нет уверенности в себе, на все требования к себе реагируют отрицательно.

Как правило, в подростковом возрасте тревожность может закрепиться как устойчивое личностное образование.

Для тревожных подростков характерны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение [21].

Таким образом, мы можем выделить ряд специфических особенностей проявления тревожности в подростковом возрасте.

1) Уровень тревожности в подростковом возрасте возрастает по сравнению с младшим школьным возрастом согласно происходящим психологическим и физиологическим изменениям.

2) Рост тревожности обусловлен физиологическими и психологическими причинами.

3) Возможными физиологическими причинами являются половое созревание, активация вегетативной нервной системы. Любые изменения в теле делают ребенка эмоционально – неуравновешенным.

4) Психологическими причинами роста тревожности могут быть противоречивость ожиданий подростка, неадекватность самооценки, эгоизм, потребность в принадлежности к группе, острое реагирование на предъявляемые требования, желание быть независимыми, самостоятельными.

5) Одной из доминирующих причин роста тревожности является постоянный конфликт подростка с собой и окружающими, который приводит к эмоциональному напряжению.

6) Основные симптомы проявления тревожности у подростков: напряженность, постоянно что-то теребит в руках, часто прикасается к собственному телу (нос, волосы), суетлив, наблюдает за поведением сверстников, делает много лишних жестов.

7) Как правило, именно в подростковом возрасте существует высокая вероятность закрепления тревожности как личностного образования.

8) Сферами проявления тревожности в подростковом возрасте являются:

· физиологические изменения, связанные с половым созреванием, с гормональной перестройкой организма,

· собственная внешность,

· мнение окружающих, то, как его оценивают окружающие люди,

· понимание со стороны взрослых и сверстников,

· семейные отношения, конфликты.

Тревожность может быть преодолена или ослаблена с помощью неосознанных защитных механизмов, либо осознанных копинг-стратегий. Следующий параграф нашей работы посвящен характеристике совладающего поведения в подростковом возрасте.

Страницы: 1 2 


Новое на сайте:

Благотворительность как социально-ролевое взаимодействие. Общественное призрение - его организация, мотивы, цели
В давние времена общественное призрение определялось как организованная форма благотворительности. В современном же русском языке слово призрение забыто. Оно не упоминается ни в научных публикациях, ни в правовых документах. Вместе с тем ...

Древнееврейская семья
Исследователи древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата ( когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему ...

Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, как теоретическая проблема социальной работы. Понятие « Социально – реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели социальн
Понятие «социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» можно рассматривать в различных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность. Социальная реабилитация как процесс представляет собой д ...