Международная Конвенция «О правах ребенка»Страница 1
Конвенция ООН «О правах ребенка» разрабатывалась несколько лет Комиссией ООН по правам человека. В состав рабочей группы входили юристы, врачи, педагоги, психологи, социологи, культурологи, деятели общественных организаций и религиозных конфессий из многих стран. Конвенция развивает и конкретизирует положения Декларации и других принятых ранее документов ООН о правах и социальной защите детей. В 54 статьях Конвенции отражены практически все наиболее существенные моменты, связанные с жизнью, положением ребенка в обществе и его социальной защитой. Самое главное отличие Конвенции от разного рода деклараций в том, что, подписывая Конвенцию, государства заявляют о своих обязательствах соблюдать ее положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед мировым сообществом.
Государства, присоединившиеся к Конвенции, обязались привести свои законодательства в соответствие с положениями Конвенции. Устанавливая общие нормы, Конвенция учитывает также различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных регионов и государств, что позволяет каждой стране выбрать собственные национальные средства зашиты детства. В этом универсальность Конвенции.
Достоинством Конвенции является и то, что в ней сведены воедино права ребенка, которые раньше можно было отыскать только путем изучения большого числа документов, относящихся к различным отраслям права. Это значительно облегчает реализацию практических аспектов социальной защиты детства.
Основные положения Конвенции ООН «О правах ребенка» заключаются в следующем.
• Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Столь же неотъемлемы права ребенка на имя и гражданство.
• Во всех действиях административных органов, органов социальной защиты и судов, занимающихся проблемами детей, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. При этом надлежащим образом должно учитываться мнение ребенка.
• Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это осуществляется компетентными органами в интересах детского благополучия. В свою очередь, государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд на свою территорию или выезд из нее.
• Государства должны обеспечивать защиту детей от причинения им физического или психологического ущерба и от дурного обращения, включая сексуальные злоупотребления или эксплуатацию.
• Государства обеспечивают подходящую замену уходу за детьми, у которых нет родителей, используя институты усыновления (удочерения), опеки и попечительства, приемной семьи, государственные учреждения и другие возможные формы.
• Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами здравоохранения, а государства обязаны обеспечивать охрану здоровья всех детей, с уделением первоочередного внимания профилактическим мерам, медико-санитарному просвещению и сокращению детской смертности.
• Образование должно готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира и терпимости. Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Основную ответственность за воспитание ребенка несут родители, однако государства должны оказывать им надлежащую помощь и развивать сеть детских учреждений.
• Дети должны иметь время на отдых, игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью. Дети меньшинств и коренного населения должны свободно пользоваться достижениями собственной культуры и родным языком.
• Государства должны обеспечить защиту ребенка от экономической эксплуатации и работы, которая может помешать образованию или нанести ущерб здоровью и благополучию детей, от незаконного употребления наркотиков и от участия в производстве наркотиков или торговле ими.
• С детьми, ставшими участниками нарушения уголовного законодательства, должны обращаться так, чтобы способствовать развитию у них чувства достоинства и значимости, и содействовать их реинтеграции в жизнь общества. Под стражей дети должны содержаться отдельно от взрослых. Они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению. Смертная казнь и пожизненное тюремное заключение не назначаются за проступки, совершенные лицами в возрасте до 18 лет.
• Ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать какого-либо участия в военных действиях; дети, затрагиваемые вооруженными конфликтами, должны находиться подособой защитой. Государствами предпринимаются меры для предотвращения хищения детей и торговли ими.
• Дети, которые были подвергнуты дурному обращению, задержанию или пострадали от недосмотра, должны получать надлежащее обращение или проходить подготовку в целях их восстановления и реабилитации.
Новое на сайте:
Современные этнические проблемы
Формирование этноса связано с осознанием принадлежности к общности, принятием ее ценностей, норм.
Этничность предполагает чувство единства, которое выражается через противопоставление «мы – они». То есть специфика этнического сводится пр ...
Методологическая и методическая составляющие программы социологического
исследования
Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, которая считается обязательным документом социологического исследования. Цель программы – представить общую схему и ...
История развития и проблематика меценатства, спонсорства и
благотворительности в России. История развития
благотворительности, меценатства и спонсорства в России
Всякое явление имеет свою историю и всякая деятельность людей непременно опирается на опыт предшествующих поколений. История развития меценатства, благотворительности и особенно спонсорства невозможна без истории развития предпринимательс ...