История социально-педагогической поддержки детей-сирот в РоссииСтраница 1
История призрения сирот в России как государственная проблема начинается с XVIII века. Законодательная база призрения сирот была заложена в период реформ Петра I. Именно в это время появились первые воспитательные учреждения для незаконнорожденных, «зазорных» детей, которые рассматривались Петром I как «годная для государства рабочая сила».
В дальнейшем система социального призрения приобрела новое качество при Екатерине II, чему способствовала общественно-педагогическая деятельность И.И. Бецкого. Екатерина II, утвердив правила управления в губерниях, в 1775 г. в каждой из них «учредила особое ведомство для исполнения священных обязанностей благотворения несчастным всякого пола, возраста и состояния, имеющим нужду в помощи ближнего». Данные учреждения впоследствии были названы приказами общественного призрения и существовали до середины XIX века. Общественное призрение детей дошкольного возраста организовывалось как через благотворительные заведения (воспитательные и сиротские дома), подведомственные Попечительскому совету, так и вне их (через выделение определенных сумм из попечительских капиталов на воспитание детей в учреждениях другого ведомства и т.д.).
В первой половине XIX века работа по оказанию помощи в воспитании детей дошкольного возраста получила большую поддержку и стала частью государственной политики. Но государство всячески пыталось регламентировать любую благотворительную деятельность. Даже Ведомство императрицы Марии, которое занималось организацией воспитательных домов, детских приютов трудолюбия и т.п., получило новый статус – IV отделение собственной его величества канцелярии. В 1802 г. было организовано Императорское человеколюбивое общество, ведающее делом призрения детей малоимущих слоев населения. В 1829 г. был принят «Проект положения о нищих» по Министерству внутренних дел, согласно которому учреждались губернские попечительские комитеты, обязанностью которых было размещение сирот мужского пола до 8 лет и женского до 14 лет в семьях и воспитательных домах. Это положило начало распространению воспитательных домов и детских приютов не только в столичных городах, но и в провинции.
Большая роль в создании детских приютов принадлежала В.Ф. Одоевскому. В 1830-х годах он вел агитацию за организацию детских приютов. В 1837 г. он возглавил «Комитет главного попечительства о детских приютах и разработал «Положение о детских приютах». По его словам, «приют не только убежище для детей, обязательным должно быть их воспитание». Однако, как свидетельствуют архивные документы, например, в детском приюте, подведомственном Симбирскому общественному приказу, из поступающих ежегодно 80–90 детей «умирает на том же году почти то же количество, так что детей этих, то принимают в приют, то хоронят .». Выявленные недостатки в работе детских приютов и воспитательных домов губернских попечительств вынудили правительство приостановить их деятельность. Поэтому воспитательные дома вновь были сконцентрированы в столичных городах. Общественные приказы принимали меры по организации призрения малолетних детей, особенно грудного возраста, через их патронаж в семьи за определенное ежемесячное материальное вознаграждение. По достижении воспитанниками восьмилетнего возраста воспитатели должны были представить их в Приказ для обучения грамоте и ремеслам.
Перемены в организации учреждений общественного воспитания и призрении детей-сирот произошли в целом по России во второй половине XIX века. Эти перемены были связаны с развитием капиталистических отношений, что внесло большие изменения в социально-экономическое положение женщин, все больше вовлекаемых в наемный труд. Кроме того, тяжелые условия жизни рабочих, теснота жилищ, инфекционные заболевания, особенно в летнее время, отсутствие врачебной помощи населению, детских больниц – все это вызвало высокую детскую смертность. Государство и общество предпринимало меры, чтобы облегчить жизнь детей, снизить заболеваемость и детскую смертность. В России в этот период шел активный поиск форм организации учреждений, которые помогли бы решить социальные проблемы детей. Наряду с действующими государственно-благотворительными учреждениями стали открываться различные детские колонии, приюты, ясли-приюты, детские сады. При этом правительство не поддерживало частную инициативу по открытию детских садов и ограничивалось организацией детских приютов для самой обездоленной категории детей-сирот, полусирот и детей беднейшего населения. Детские приюты предназначались «для призрения на постоянном и полном содержании детей обоего пола: круглых сирот, полусирот и таких, родители коих не имеют средств для их воспитания и обучения».
С середины XIX века в связи с распространением указа Казанской Духовной Консистории, в котором говорилось, что «при учреждении новых монастырей предлагаемо было его учредителям устроять при них благотворительные или воспитательные учреждения», активизировалась деятельность монастырских приютов. Во второй половине XIX века они по-прежнему оставались наиболее распространенной формой благотворительной деятельности православной церкви. В тех губерниях, как отмечается в письме хозяйственного департамента Министерства внутренних дел (1867 г.), «в коих не имеется ни воспитательных, ни сиротских домов, принимая доставляемых полицией подкидышей и оставшихся без родственников сирот, не распределяют детей этих, как предписано законом (ст. 545 Устава общественного призрения, т. ХШ Свода Законов) между благотворителями, но оставляют их при богоугодных заведениях». Дети содержались в приютах за счет казны монастыря. Количество призреваемых колебалось, в некоторые годы их не было совсем.
Новое на сайте:
Мировоззрение и образ жизни
Субкультура металлистов лишена ярко выраженной идеологии и сосредоточена, в основном, вокруг музыки. Тексты метал-групп пропагандируют независимость, самостоятельность и уверенность в себе, культ "сильной личности". Отношение к ...
Социально – психологические проблемы неблагополучных семей
Семью можно отнести к естественно малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Так же, семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют - достаточная психол ...
Проблемы духовного становления молодежи. Мобилизационные
аспекты духовного становления молодежи.
Содержание, цели и структура ювенологии как комплексного междисциплинарного знания невозможно осмыслить и определить без знания общих тенденций развития человеческой цивилизации и самого человека. Поэтому представляется актуальным уточне ...