Участие структур гражданского общества в выработке и реализации мер по преодолению кризиса
Страница 3

Статьи по социологии » Состояние гражданского общества в Российской Федерации » Участие структур гражданского общества в выработке и реализации мер по преодолению кризиса

В-четвертых, похоже, что в нашей стране нет такой силы, которая была бы способна направить развитие гражданского общества по одному доминирующему сценарию. В настоящее время наиболее существенно влияют на развитие гражданского общества органы государственной власти и организованные группы граждан (будь то инициативные группы или общественные организации, НКО). Влияние остальных акторов (в частности, бизнеса, религиозных и политических объединений, а также зарубежных организаций) по сравнению с этими двумя основными, по мнению экспертов, незначительно.

Для некоторых экспертов последний вывод означает, что усилия государства по дальнейшему вытеснению из российского некоммерческого пространства западных фондов (доминирующей силы 90-х годов) представляются уже чрезмерными. А на что государству действительно нужно обратить внимание – так это на помощь организациям гражданского общества (особенно на региональном и местном уровнях).

Если говорить о смягчении последствий кризиса для НКО, то можно проследить следующую градацию дееспособности субъектов в этом направлении:

На основании обнаруженных в исследовании взаимосвязей можно предположить, что если государство не будет помогать гражданскому обществу, то при росте социальной активности граждан (особенно молодежи) с высокой вероятностью его развитие пойдет по конфронтационному сценарию. Если государство не хочет такого сценария – оно обязано вести с гражданским обществом диалог и оказывать ему поддержку, прежде всего, законодательную и финансовую, облегчающую конструктивные проявления гражданской активности.

Какие действия должно предпринять государство и что должно измениться в государственной политике по отношению к гражданскому обществу, чтобы гражданское общество в России достигло нормального, желаемого состояния – вопросы, выяснение которых явилось центральной задачей второго исследования, в котором была сделана попытка уже не «поискового», а «нормативного» прогнозирования.

Судя по мнению экспертов, государству для достижения «идеального» состояния гражданского общества необходимо предпринять действия по демократизации политической системы и либерализации политического процесса (Табл. 6). И, наоборот, действия, связанные с дальнейшим усилением госконтроля и государственной активности в публичной (общественной) политике рассматриваются как не способствующие и даже препятствующие развитию гражданского общества России. В определенной степени здесь сказывается та же противоречивость экспертного сознания: с одной стороны, очевиден запрос гражданских и некоммерческих организаций на государственную поддержку, с другой – не менее очевиден противоположный запрос на автономизацию гражданского сектора и «отделение его от государства» (в частности, негативно рассматривается дальнейшие усиление политического влияния церкви, которая более естественно видится в роли неполитической и отделенной от государства силы).

Табл. 6. На Ваш взгляд, какие действия должно предпринять государство, прежде всего, что должно измениться в государственной политике по отношению к гражданскому общество, чтобы гражданское общество в России достигло нормального, на Ваш взгляд, желаемого состояния?

Необходимые действия государства

Место

Средний ранг

Расширить рамки политической конкуренции

1 место

3

Снизить степень контроля над СМИ (в первую очередь над общероссийскими телеканалами)

4

Вводить позитивные для НКО изменения в законодательство, регламентирующее деятельность институтов гражданского общества

4

Организовывать и способствовать проведению публичных дискуссий с участием институтов гражданского общества широкого спектра

4

Повышать эффективность деятельности квалифицированных и авторитетных посредников взаимодействия власти и общества

2 место

6

Способствовать развитию системы государственного социального заказа

6

Предпринять действия по PR и пропаганде в СМИ гражданской активности и эффективного опыта гражданских инициатив

7

Поддержать лидеров гражданских инициатив

7

Увеличить объемы финансирования структур ГО

7

Запустить новые "национальные проекты" для массовой мобилизации населения

3 место

9

Повысить роль церкви в политике

11

Страницы: 1 2 3 4


Новое на сайте:

Родительские права и обязанности. Содержание родительских прав и обязанностей.
СК РФ предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Причем глава СК РФ, именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям. Обя ...

Теоретические подходы к исследованию добровольческого труда. Методологические подходы к изучению добровольческого труда
В современный период в России особенно активно идут дискуссии по поводу развития гражданского общества. Сегодня нет однозначных представлений по поводу его развития, о путях его формирования и место в этой модернизации человека и его труд ...

Гендер как категория новой истории литературы
Культурным поло-ролевым стереотипом в литературе является определение пишущего субъекта как «мужского», в то время как позиция описываемого объекта идет в сравнение с «женским». Этот стереотип, с одной стороны, постоянно давал привилегии ...