Теоретические подходы к исследованию добровольческого труда. Методологические подходы к изучению добровольческого труда
Страница 1

Статьи по социологии » Становление волонтерской деятельности в молодежной среде России » Теоретические подходы к исследованию добровольческого труда. Методологические подходы к изучению добровольческого труда

В современный период в России особенно активно идут дискуссии по поводу развития гражданского общества. Сегодня нет однозначных представлений по поводу его развития, о путях его формирования и место в этой модернизации человека и его трудового вклада. Сегодня со стороны исследователей отмечается снижение интереса к проблемам труда, несмотря на высокую практическую востребованность знаний в этой сфере.

Вместе с тем, реальная деятельность людей демонстрирует рост трудовой активности в самых разных направлениях. Новым важным видом такой деятельности является труд добровольцев, или волонтеров. К сожалению, этот широкий слой гражданской активности, самоорганизации людей для решения проблем сообщества практически не рассматривается отечественными социологами с позиции трудовой теории.

В то время как в западной социологии проблемы добровольческого труда получили достаточно широкое развитие и основываются на различных теоретических подходах, о чем говорят многочисленные работы по добровольчеству в целом и по его отдельным аспектам. Западную науку, побуждают к изучению этой проблематики практический интерес государственных структур, рассматривающих деятельность организаций гражданского общества как новый ресурс в решении современных общественных проблем.

Сегодня в отечественной науке сложились два основных подхода к изучению труда, которые условно можно определить как широкий и узкий. В рамках широкого подхода объектом выступает общественный труд в рамках всего общества. Это, по сути, классический теоретический подход. Современный практический подход во множестве случаев можно назвать узким. Рассмотрение и определение труда, как правило, дается российскими учеными, исходя из узких представлений о труде. Е.Ф. Молевич прямо указывает на невключение в объект современной отечественной социологии ряда нетрадиционных для классической социологии видов труда. Он пишет, что сегодня исследуются "социальные проблемы наемного труда в промышленности с редкими экскурсами в области аграрного и услугового труда. Остальная многоплановость общественного труда для современной социологии как бы не существует"[6].

Е.Ф. Молевич предлагает уйти от современного узко практического подхода и вернуться к широкому пониманию труда, заложенному классиками науки. Это подходы А. Смита, Г. Гегеля, К. Маркса, Г. Зиммеля с их категориями "труда вообще", "труда как такового", "просто труда", "всеобщей субстанции человеческого бытия, охватывающей все виды его творчески-созидательной активности" (Гегель), "труда как первого основного условия всей человеческой жизни. создавшего человека".

Этот подход мы находим также у Дюркгейма с его изучением общественного разделения труда. В 70-80 гг. XX в. широкий подход развивается И.И. Чангли, Д. Марковичем и др. Объектом социологии труда в этом случае выступает труд вообще, как всякая трудовая деятельность. Д. Маркович рассматривает труд как целостное общественное явление, при этом он подчеркивает, что объектом исследования является труд не только в производстве, но и других областях[7]

В современном обществе к рассмотрению труда подходят в рамках сложившихся крупных подсистем труда. В этом плане принято выделять три основные подсистемы: государственный сектор (первый), рыночно-коммерческий (второй) и негосударственный некоммерческий сектор (третий). В эти подсистемы входят формальные и неформальные организации, ассоциации граждан, которые осуществляют общественную организацию труда. Труд имеет несомненную специфику в каждой из этих подсистем. Если труд в государственном и коммерческом секторе России достаточно изучен, ведутся исследования домашнего, репродуктивного труда, то добровольческий труд в третьем секторе, являющийся основой гражданского общества, изучен явно недостаточно.

Научные исследования "добровольного труда" опираются на известные в истории науки традиции, базирующиеся на религиозных ценностях христианства, социалистических идеях и либеральных ценностях свободы деятельности индивида. С позиций различных теоретических концепций добровольный труд понимался учеными как:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое на сайте:

Социально-экономические проблемы многодетных семей
Многодетная семья имеет как свои специфические проблемы, так и те, которые свойственны любой другой семье (с одним-двумя детьми, неполной). Она переносит все «болезни» стандартной семьи, однако в ней они протекают значительно тяжелее. В э ...

Особенности развития волонтерских движений в России
Практика показывает, что заниматься добрыми делами в России невыгодно. В отличие от западных стран, где суммы пожертвований не облагаются налогом, в России платить надо за все. Не только компания-благотворитель платит налог со своей помощ ...

Каналы вертикальной мобильности
Самое полное описание каналов вертикальной мобильности было дано П. Сорокиным, называвшим их «каналами вертикальной циркуляции». По мнению Сорокина, поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, да ...