Роль личности в развитии благотворительности. Благотворители XIX начала XX вв.
Страница 1

Статьи по социологии » Благотворительность в Курганской области - история и современное состояние » Роль личности в развитии благотворительности. Благотворители XIX начала XX вв.

Курган в ХIХ в. был одним из крупнейших городов Тобольской губернии. В 1860 г. здесь было 77 занесенных в гильдию купцов. Г. Шадринск по количеству купцов I-й гильдии считался вторым городом в Пермской губернии. В областном краеведческом музее хранятся четыре тетради – рукопись краеведа И.А. Ленского, названная «Смолинские миллионы». Она написана при жизни Д.И. Смолина – наиболее крупного мецената-благотворителя на зауральской земле, почетного гражданина г. Курганa. К концу XIX в. Д. Смолин создал целую финансовую экономическую империю, которая распространила своё влияние далеко за пределами Зауралья. Из чистой прибыли предприятий Д. Смолин отчисляет значительные суммы на выдачу своим служащим пенсий, пособий, а также определенный процент на благотворительность.

Обладая большим капиталом, ведя не всегда богоугодный образ жизни, Д.И. Смолин осознавал важность образованности и культуры в жизни общества. Он был крупнейшим меценатом в области образования, членом Курганского попечительского общества о тюрьмах, Общества вспомоществования бедным студентам, дипломированным членом Парижской национальной академии (за помощь в проведении научных изысканий), Общества попечения о раненых, учреждённого в Омске. В течение 12 лет был почетным членом Тобольского губернского попечительства детских приютов, за что пожалован орденом Св. Анны III степени. Особое внимание он обращал на развитие женского образования. В 1873 г. Дмитрий Иванович был председателем попечительского совета женской прогимназии. Только на приобретение и ремонт помещения для учебного заведения он затратил 7 тыс. руб. Библиотеки здесь были богаты местными документами. Дети бедных родителей не платили за обучение. После окончания прогимназии девочки проходили шестимесячную педагогическую практику в начальных школах и получали диплом сельской учительницы. Как христианин, Дмитрий Иванович заботился о нуждах церкви. В 1888-1891 гг. шло строительство церкви в с. Колесниково. Он выделил на эту стройку 100 руб. А когда церковь была построена, для освещения храма помог приобрести всю необходимую церковную утварь.

В 1895 г. с визитом в г. Курган приезжал архиепископ Агафангел. Разговор пошёл о том, что имеющиеся церкви не вмещают всех желающих. Архиепископ предложил собрать деньги на строительство нового храма и сразу же внёс своих 100 руб. Д.И. Смолин поддержал эту инициативу и выделил на строительство церкви 10 тыс. руб. Купцы братья Бакиновы – две тыс. руб., С.И. Березин – одну тыс. руб. Строительство церкви шло под непосредственным кураторством Д.И. Смолина, который оставил завещание своим детям, чтобы они завершили начатое дело после его смерти. Сын Фёдор Дмитриевич выполнил волю отца. С 1890 г. Д.И. Смолин был председателем Комитета по разбору и призрению нищих. В ночлежном доме он открыл бесплатную столовую, где ежедневно готовилась пища на 100 человек. Газета «Тобольские губернские ведомости» 23 февраля 1894 г. восторженно писала: «Нельзя подумать, что в этой столовой обедает 89 человек самых бедных людей. В действительности оно так и есть: все они получают в известный час по порции мяса, фунт хлеба и ковш щей, слив в туесок, и отправляются восвояси». Столовая просуществовала до 1924 г. и помогла пережить трудные времена многим людям. В 1890 г. в г. Кургане был открыт детский приют, рассчитанный на 20 детей. В создании этого учреждения также большие заслуги принадлежат Д.И. Смолину, который выделил на строительство дома для детского приюта 15 тыс. руб. Дом был обеспечен всем необходимым для содержания детей. Огромная подвижническая деятельность Д.И. Смолина выходила за рамки Курганской земли. Д.И. Смолин был награждён медалью «За усердие», орденом Св. Станислава II ст., орденом Св. равноапостольного Князя Владимира IV ст.

Он умер скоропостижно в 64 года в рабочем кабинете на втором этаже своего дома (ныне дом по ул. Куйбышева, 122) Проводить в последний путь вышли все, кто был в состоянии ходить. Гроб с телом покойного смолинские рабочие несли на руках через весь город, от его дома до Троицкой церкви, где состоялось отпевание, и где много лет до этого он являлся старостой. Были прерваны занятия в школах, училищах и женской прогимназии, ученики приходили прощаться классами. Хоронили Дмитрия Ивановича на окраине города за кладбищем в кирпичном склепе прямо перед алтарем строящегося храма св. Александра Невского как национального героя (сегодня это центр г. Кургана). За шесть месяцев до кончины, 3 апреля 1898 г. Дмитрием Ивановичем было составлено духовное завещание. Только одно перечисление лиц и организаций, в которые жертвовались деньги, занимает несколько страниц текста! Из капитала в 50 тыс. руб. (огромные по тем временам деньги) было завещано престарелым служащим, мастеровым и рабочим, прослужившим на предприятиях Смолина 20 лет, выдавать пожизненную пенсию по установленному порядку. Тем лицам, которые прослужили похвально 10 лет, выдать единовременный годовой оклад жалования. С бедных мелких безвексельных не платящих должников долгов не взыскивать, а простить им. После смерти Д.И. Смолина заместитель министра народного просвещения особым циркуляром разрешил в актовом зале Курганской прогимназии поместить портрет покойного председателя попечительского совета в память его 35-летнего плодотворного служения делу женского образования. Дело Д.И. Смолина продолжили его сыновья. Особенно большую работу вёл старший сын П.Д. Смолин. Он помог устройству Троицкого мужского училища, которое, не имея своего помещения, кочевало с одного места на другое. В конце 1883 г. освободился дом декабриста Розена, в котором было медицинское учреждение. Это здание передали училищу. П.Д. Смолин на свои средства провёл здесь ремонт, переоборудовал помещения. Была скомплектована хорошая библиотека. Ежегодно П.Д. Смолин выделял училищу по 100 руб. на разные нужды. Во время голода 1891-1892 гг. Пётр Дмитриевич выделил 27 пудов пшеничной муки для учащихся этого училища. В результате ежедневно выпекался хлеб. Это давало возможность регулярно подкармливать детей. Нередки были случаи выдачи нуждающимся детям новой одежды и обуви. По инициативе Петра Дмитриевича трёхклассное уездное училище было преобразовано в четырёхклассное. Были введены новые учебные дисциплины, в том числе, иностранные языки. Учебному заведению им было пожертвовано 5500 руб., значительная часть которых была израсходована на приобретение учебных пособий и художественной литературы. В 1901 г. Пётр Дмитриевич на свои средства открыл церковно-приходскую школу в предместье Тихоновка. Он сам нашёл место для школы, отремонтировал найденный дом в соответствии с учебным предназначением. Ф.Д. Смолин в 1903 г. построил рядом с Александро-Невской церковью деревянное здание на каменном фундаменте. Здесь была размещена двухклассная церковно-приходская школа. Она находилась под покровительством церкви. В школе был хор, который славился в городе своими голосами и профессиональным уровнем исполнения. Третий сын, А.Д. Смолин, часто по торговым делам был в г. Петропавловске. Там он стал почётным смотрителем 5-классного городского училища. Он оснастил училище мебелью, книгами, бедных учеников снабдил обувью и одеждой. Одного ученика взял на полное обеспечение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое на сайте:

Структурная мобильность
От организованной мобильности следует отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или проф ...

Проблемы социализации молодежи. Социальное развитие или деградация.
Понимание закономерностей раз­вития молодежи как социальной группы непосредственно связано с адекват­ным определением ее роли и места в общественном воспроизводстве, субъек­том которого она является. Включаясь в общество, интегрируясь в е ...

Системное развитие благотворительности
Благотворительная деятельность – одна из наиболее значимых практик гражданского общества. Не следует думать, что благотворительность – признак низкого уровня развития страны или проявление неспособности государства решать социальные пробл ...