Механизмы институциональных изменений
Страница 2

Понятие эффекта блокировки используют для объяснения часто встречающихся на практике ситуаций, в которых институциональное изменение, способное существенно улучшить условия для производства стоимости, не реализуется на практике, прежде всего через действия государства. [1, с. 298]

Эффект блокировки заключается в создании препятствий изменению правил организациями, получающими распределительные выгоды от использования действующих правил.

Практические способы блокировки потенциально эффективных институциональных изменений могут быть разнообразны: от идеологических обоснований недопустимости этих изменений до прямого подкупа законодателей или руководителей исполнительной власти, в чьей компетенции находится осуществление соответствующего институционального изменения.

Возможности блокирования институциональных изменений особенно велики тогда, когда бенефициарами действующих правил оказывается государство. Поскольку неэффективные правила, установленные государством для экономических агентов, приводят к ослаблению государства, возникает необходимость проведения реформ с целью замены неэффективных правил на способствующие экономическому развитию. Но принуждение к исполнению невыгодных для адресата правил требует от государства повышенных издержек мониторинга, что эффективно сказывается на доходах правителя. Введение закона не означает, что он автоматически начинает исполняться адресатами правила. Следовать или нет введенному правилу определяется экономическим выбором этих адресатов.

Далее рассмотрим понятие рынка институтов.

Конкуренция институтов не сводится к политической борьбе за принятие того или иного из них. Важной разновидностью является и обычная конкуренция экономических агентов на товарных и факторных рынках, в ходе которой продавцы и покупатели пользуются несовпадающими правилами поведения. Конкуренция между институтами может происходить в разных формах и описываться различными теоретическими моделями. Одной из них является концепция рынка институтов.

Рынок институтов – это процесс, который позволяет индивидам выбирать правила игры в их сообществе. Посредством своих добровольных взаимодействий индивиды оценивают уже существующие правила, определяют и проверяют пригодность новых. Важнейшей функцией этого конкурентного рынка выступает поощрение институциональных инноваций и форм адаптивного поведения. [1, с. 300]

Рынок институтов – неотъемлемая часть функционирования экономических систем, существующая независимо от желания или нежелания государства сформировать или ввести такой рынок.

На любом рынке продавцы и покупатели заключают сделки. На рынке институтов заключаются институциональные трансакции. Явные институциональные сделки – совместные действия индивидов, непосредственно направленные на изменение существующего институционального устройства. Примером явной институциональной сделки могут служить действия по установлению новых правил государственной регистрации фирмы или её товарного знака. Явные институциональные сделки определяют новое правило, не предопределяя конкретные будущие трансакции, фиксируя только тип трансакций.

Неявные институциональные сделки – совместные действия индивидов по выбору того или иного правила, в соответствии с которым осуществляется действие в связи с желанием совершить некоторую товарную сделку. Суть неявных институциональных сделок заключается в том, что вместе с конкретной товарной сделкой неизбежно осуществляется и выбор определенной институциональной формы, в которой происходит данная товарная сделка. При этом выбирается та форма, которая представляется экономическому агенту наиболее эффективной среди известных и доступных им форм, релевантных той ситуации, в которой предпринимается «базовая» товарная трансакция. [1, с. 301] Примерами таких сделок могут служить заключение сделки о поставках товаров с предоплатой или в бартерной форме.

Поскольку сравнительная эффективность институтов зависит от конкретных условий выполнения действия, распространенность того или иного института в каждый данный момент оказывается опосредованной функционированием институционального рынка. Эта опосредованность имеет место даже в том случае, когда индивиды принуждаются к следованию соответствующему правилу силой государства.

Страницы: 1 2 3


Новое на сайте:

Социально-психологическая структура коллектива. Конфликты в коллективе и методы их разрешения
На психологический климат коллектива влияет не только его официальная социальная структура, но и внутренняя социально-психологическая структура, которая складывается независимо от желания членов группы и руководителей и носит неформальный ...

Об истории российской социологии
Чаще всего история социологии излагается на основе двух вариантов: анализ взглядов различных теоретиков либо анализ направлений или традиций. Но проблема в том, что те или иные идеи обычно выдвигаются теоретиком в рамках определенной трад ...

Теоретический анализ удовлетворенности семейно-брачных отношений. Исторический аспект семьи и брака в обществе
Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью [12; 23] (Акопян Л.А.) Брак - это свободный равноправный союз мужчины ...