Молодежь современного общества. Понятие и
социально-психологические характеристики молодежиСтраница 2
· Зависимость;
С одной стороны, молодые люди достаточно зависимы, с другой — они уже взрослые, так как достигли определенной независимости. Именно отсюда их общее неудовольствие родителями и их постоянной опекой. В большинстве случаев молодые люди понимают, что по-прежнему зависимы от взрослых в смысле наличия у них собственных средств к существованию, возможности получения образования и т.д.
· Семья;
Подросток изменяет форму той семьи, в которой растет: образ жизни, потребности всех членов семьи, формы социального поведения. А уход молодого человека из дома, в российских традициях, для ведения самостоятельной жизни, воспринимается как трагедия. Особенно заметно присутствие семьи в формировании этнической и гендерной идентификации подростков, в воспроизведении ими в своей молодежной культуре семейных ролей, в уровне патриархальности групповых ценностей, с которыми они идентифицируются. Культурный и этнический опыт, воспитательные традиции родительской семьи и более широкой семьи — «соседства» постоянно проявляются в разнообразных формах молодежных объединений и стилях.
· Образование;
Второй крупный шаг к независимости делает подросток, когда уходит в школу, которая сопровождает процесс перехода ребенка во взрослость И этот уход в любом его варианте «дает» ребенку еще одного взрослого, который будет его теперь контролировать. С теми или иными нюансами все дети определенного возраста, если они здоровы, должны пойти в школу, независимо от социальных, статусных, властных и других различий, которые между ними существуют. Сама школьная жизнь меняется по мере того, как школьники растут и становятся взрослее. В основе школьной иерархии, позволяющей учителям, родителям и самим школьникам занимать те или иные позиции по отношению к значимым статусам, лежат ценности «успеха» и «путей его достижения». В зависимости от того, какие существуют критерии их оценки, выстраиваются формальные социальные позиции учеников, формируется отношение к ним. Вокруг этих социальных конструктов формируется мощная система образования и воспитания учеников, основанная на различных методиках, техниках и приемах, включающая в себя разные системы оценки того или иного уровня знания, поведения, темпов и качества продвижения и систему вознаграждений за результаты. Каждый уровень новой школьной идентификации поднимает молодого человека еще на одну ступеньку к взрослости, наполняет его жизнь новыми проблемами и противоречиями, которые и отталкивают, и притягивают разные варианты культурных выборов.
· Работа;
Во многих культурах окончание школы знаменует собой «конец» молодости, переход во взрослую жизнь. Но не все подростки, оканчивая школу, начинают сразу работать. Во-первых, большая часть стремится к продолжению образования: высшего или специального. Во-вторых, существует проблема молодежной безработицы. И главной мишенью этой проблемы оказываются, прежде всего, выпускники средних школ. Молодые рабочие имеют более взрослый статус, чем школьники, но, тем не менее, они все равно еще находятся в переходе к взрослости. Частично это зависит от денег, молодым рабочим платят меньше, чем взрослым. Если они продолжают жить с родителями они не могут быть и чувствовать себя полностью независимыми. Кроме того, молодые рабочие оказываются не полностью взрослыми по отношению к своему рабочему месту: находятся под прямым контролем теперь уже взрослых рабочих, относиться с большим недоверием, что проявляется в более строгой внешней дисциплине.
· Ответственность.
Часто, говоря о молодежи, употребляют понятие «безответственность», но это не совсем точно. Молодость — это время, когда молодой человек принимает на себя все новую и новую ответственность. С психологической точки зрения, именно в этот период подросток учится принимать на себя ответственность за то, что он делает, он учится ощущать вину за содеянное. Постепенно на него начинает ложиться все большая ответственность: за домашнюю работу, за то, как он проводит свое время в школе и вне ее, за получение тех или иных отметок, за продвижение в школьной иерархии, за поведение, за выбор друзей, за стиль, который, за успешность обучения и за много другое. Этот период английский ученый Стенли Холл назвал периодом «шторма и натиска», «бури и стресса». Постоянное ощущение своей отдельности, заброшенности; постоянное стремление к соединению с другими и постоянное желание отделиться от других — все эти моменты очень противоречивы, они подчас способны разорвать внутренний мир подростка на части.[3]
Новое на сайте:
Психолого-педагогический анализ проблемы подростковой тревожности. Тревожность как психический феномен
Для каждого человека характерен определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной деятельности человека [5].
Психологический словарь дает следующее определение термина «тревожность» [18; с. 423].
1. ...
Общая характеристика
качества жизни населения Пермского края
По уровню экономического развития Пермский край входит в число 15-ти ведущих российских регионов по показателю ВРП и уровню промышленного производства, а по душевым показателям превышает среднероссийский уровень, входя в число регионов-ли ...
Участие структур гражданского общества в выработке и реализации мер по
преодолению кризиса
В ряде регионов «представители гражданского общества, независимые эксперты принимали участие в выработке антикризисных мер региональных властей, в работе антикризисных комиссий». Как показала практика, структуры гражданского общества на у ...