Благотворительные движения, комитеты и организации. Благотворительные
комитеты и общества гг. Кургана и Шадринска ХIX начала ХХ
вв.Страница 5
В народный детский сад принимались, главным образом, дети неимущих и малоимущих родителей. Плата за детей взималась в зависимости от материального положения родителей. Дети неимущих родителей посещали сад бесплатно, малоимущим плата понижалась. Летом 1913 и 1914 гг. детей вывозили на летнюю дачу или, как тогда называли, «летнюю колонию». В 1913 г. летняя колония была организована в деревне Саниной, в 1914 г. – на заимке Я.Ф. Калташева.
Шадринское просветительное общество не представлено в Госархиве большим количеством документов. Имеется лишь уведомление об организации общества и его устав от 14 ноября 1905 г. Можно предположить, что Общество просуществовало недолго, по крайней мере, в Календаре-справочнике на 1915 г., в котором опубликован список всех общественных организаций города, это Общество не числится. А создано оно было ради защиты прав и проведения в сознание народных масс основ правового государства. Средства общества складывались из членских взносов (в уставе их размер не указан), пожертвований, субсидий общественных учреждений, устройства спектаклей, платных лекций и т.п.
Шадринское вольно-пожарное общество создано в связи с многочисленными пожарами и необходимостью принятия экстренных мер по противопожарной деятельности. В марте 1910 г. учредители Шадринского вольно-пожарного общества собрались в доме Городского управления и приняли заявление от 96 желающих состоять членами общества. 7 апреля в городском саду состоялось гуляние в пользу общества с лотереей, оно принесло обществу 1802 руб. 8 коп. чистой прибыли.
Обществом были организованы отряды лазальщиков (28 человек), трубников (35 человек), водоснабжателей (8 человек), охранников (16 человек). Были проведены три тренировки тушения пожаров летом 1910 г. с машиной и инструментами, взятыми в пожарном депо.
Этим же летом Шадринское вольно-пожарное общество вступило члены Императорского Пожарного Общества. Были выделены средства на приобретение формы дружинникам. В распоряжении дружинников находились часть городского пожарного обоза, две машины, две бочки, лошади, оборудование и инструменты для тушения пожаров. На пожертвования купца М.Г. Густомесова были приобретены две пожарные машины.
Кроме основной своей деятельности члены общества занимались организацией отдыха шадринцев. Купили электротеатр с обстановкой, он размещался в городском саду. Во время сеансов играла пианистка. А в антрактах в кинематографе в праздничные дни безвозмездно играл духовой оркестр общества, которым руководил А.А. Марков. По отдельным просьбам устраивались благотворительные показы.
Правлением общества был устроен и содержался на озере в Общественном саду каток. В праздничные и воскресные дни каток работал бесплатно для детей школьного и дошкольного возраста. И хотя каток был убыточным, Общество не отказывалось от этой полезной затеи. «Устраивая каток, Общество не преследовало каких-либо коммерческих целей, имея в виду единственно дать полезное и разумное развлечение учащейся молодежи» [25]. Общество ежегодно проводило парад и годичный пожарный праздник.
Деятельность общества была неотъемлемой частью жизни города. Члены общества с благодарностью принимали помощь в виде денежных пожертвований и оборудования от состоятельных граждан, и сами принимали активное участие в городских благотворительных акциях.
Например, Шадринское вольное пожарное общество 23 августа 1914 г. постановило: «Ассигновать Шадринскому Городскому Управлению 500 руб. на оборудование лазарета для больных и раненых воинов. Согласиться на выдачу местному Городскому Управлению беспроцентного позаимствования из капитала общества до 3 тыс. руб. на дело призрения больных и раненых воинов и их семейств, если в том встретится необходимость. Организовать из членов общества дружину с целью оказывать помощь городским организациям по призрению раненых при размещении их со станции железной дороги по предназначенным для этих целей зданий» [15].
Наиболее распространенной формой общественной благотворительности в начале ХХ в. стало антиалкогольное движение, инициаторами которого одновременно стали и государство, и общественность. Попечительства о народной трезвости были созданы параллельно с введением казенной винной монополии и в целях борьбы с пьянством. Призывы к этому в России звучали уже давно. Еще в 1883 г. К.П. Победоносцев в своих письмах к Александру III указывал на «всенародный зов к правительству об исцелении этой ужасной язвы». Вместе с тем он отмечал бессилие всех попыток освободиться из-под власти кабака, бесплодности усилий отдельных лиц, вступивших в неравную борьбу. «Необъятная Россия состоит из пустынь, − писал обер-прокурор царю, − но нет такой пустыни, нет глухого уголка, где бы ни завелись во множестве кабаки и не играли бы главенствующей роли в народной жизни» [1]. Губернаторам назидательно указывалось, что создаваемые попечительства «должны служить могучим орудием в борьбе с пьянством» и учреждением их «достигается способ сплочения всех лучших местных сил на помощь правительству» [8]. По предписанию Тобольского губернатора, последовавшего 2 июля 1902 г., были открыты уездные комитеты, в т.ч. Курганский − 24 июля.
Новое на сайте:
Одиночество как причина низкой самооценки
Одиночество, в особенности когда это глубокое и продолжительное переживание, снижает самооценку личности. Последствия одиночества для самооценки личности еще больше усугубляются, если одиночество связывается с личностными характеристиками ...
Формирование новой социальной стратификации. Формирование
новой социальной структуры общества
Идущие в стране мощные инновационные процессы, изменение типа политических и экономических отношений меняет ту систему групп, социальных слоев, на которой «стояло» советское общество эпохи СССР. Формирование новой социальной структуры - э ...
Программа социологического наблюдения
Составление программы наблюдения ставит исследователя перед необходимостью решить ряд достаточно сложных проблем. Наблюдение- это прежде всего изучение объекта в ситуациях деятельности (например, рабочей бригады в процессе труда, слушател ...