Благотворительные движения, комитеты и организации. Благотворительные комитеты и общества гг. Кургана и Шадринска ХIX начала ХХ вв.
Страница 4

Статьи по социологии » Благотворительность в Курганской области - история и современное состояние » Благотворительные движения, комитеты и организации. Благотворительные комитеты и общества гг. Кургана и Шадринска ХIX начала ХХ вв.

В течение всего периода Общество попечения об учащихся выработало два устава. До нашего времени дошел Устав 1912 г., предусматривавший широкую благотворительную и просветительную деятельность. Согласно уставу, весь капитал попечительства формировался из членских взносов, процентов с капиталов, помещенных в банк, пожертвований членов общества, посторонних лиц и учреждений, духовных завещаний, доходов от устраиваемых Обществом спектаклей, литературных чтений, лекций, концертов, сборов по подписным листам и кружечных сборов. Как свидетельствуют отчеты, особую статью доходов составляла книжная торговля попечительства. Оно имело даже свой магазин на Троицкой. Кроме того, городские власти периодически выделяли Обществу пособия. Так, например, в 1914 г. оно составляло 200 руб., в июне 1917 г. – 400 руб.

Все свои средства попечительство направляло на решение благотворительных задач. Так, в 1914 г. Общество обслуживало 15 учебных заведений города с количеством учащихся 1677 человек. Сюда входили все учебные заведения, кроме Александровской женской гимназии, т.к. с 1911 г. при гимназии было создано свое благотворительное общество. Самые крупные расходы приходились на одежду и обувь, плату за обучение и выдачу учебных пособий. В 1914 г. на одежду и обувь были выданы деньги 261 учащемуся, на нравоучение – 53, .за квартиру – 3 учащимся.

Подобная помощь увеличивалась с каждым годом вместе с ростом доходов. В 1893 г. председатель Общества В.А. Энгельфельд внес на рассмотрение членов проект открытия в г. Кургане склада учебников, книг для чтения и учебных пособий с целью облегчения учащимся приобретения этих предметов. Собрание утвердило проект, выделив на него 250 руб. К открытию склада приступили в том же году. Книги были выписаны от издательских фирм Суворина, «Посредника», Петербуржского комитета грамотности, Комиссии постоянных чтений, всего 6685 экземпляров. Конечно, каждый год суммы денег и количество книг менялись, но книжный склад работал со все возрастающей активностью. Располагался он на углу ул. Троицкой и Гостинодворского. Благодаря тому же В.А. Энгельфельду при книжном складе была образована в 1895 г. общественная библиотека. Заведовал книжным складом К.Я. Маляревский, впоследствии священник и законоучитель Рябковской церковно-приходской школы.

Общество попечения об учащихся заботилось и о развлечениях молодежи. Устраивались спектакли, литературные чтения, зимой заливался каток и горка для детей. 19 мая 1911 г. в Кургане была открыта детская площадка.

В связи с тем, что в Кургане было только одно начальное женское училище, Общество попечения об учащихся 3 декабря 1895 г. открыло женскую воскресную школу. Число желающих безвозмездно преподавать в этой школе достигло 15 человек. Школу посещало около 100 учащихся.

Общество попечения о начальном образовании, Общество вспомоществования нуждающимся ученицам Александровской женской гимназии и Общество внешкольного воспитания действовали в том же направлении, как и Общество попечения об учащихся, в период с 1913 по 1918 гг.

Подлинные документы Общества внешкольного воспитания до нашего времени не сохранились. Поэтому изучать его деятельность можно только по газетам того времени и печатным изданиям самого Общества. Организация возникла в декабре 1912 г. В это время в г. Кургане выходил «Курганский вестник» – популярная городская газета, публиковавшая все – от рекламы пива Портер до городских вестей и событий на Балканах. Деятельность Общества внешкольного воспитания с декабря 1912 по 1914 гг. очень подробно и точно можно изучать именно по этой газете. Устав Общества внешкольного воспитания очень схож со всеми другими уставами попечительных организаций. Разница в том, что свою главную задачу Общество видело в попечительстве над детьми дошкольного возраста из неимущих и малоимущих семей, а также сиротами.

Председателем Общества был избран управляющий Сибирским Торговым банком И.А. Еллинек, казначеем – товарищ председателя биржи О.М. Каулль, секретарем – секретарь биржевого комитета Н.Т. Зайцев. Попечительницей детского сада стала жена управляющего Сибирским банком С.Ф. Еллинек. В состав правления от городской думы был избран Ф.Д. Смолин.

Как отмечается в отчете за 1913 г., в деятельности Общества внешкольного воспитания были и удачные, и неудачные начинания. Наиболее удачным было создание в г. Кургане народного детского сада. Для изучения вопроса С.Ф. Еллинек специально ездила на курсы в г. Киев. Для занятий со средней группой детского сада из г. Киева была приглашена воспитанница школы нянь-фребеличек (последовательниц учения немецкого педагога А. Фребеля) Киевского общества Народных детских садов А.Д. Круглова.

Бесплатное помещение для народного детского сада предоставил А.Д. Смолин. За первый же год поступило много пожертвований деньгами и «натурой»: два граммофона, швейная машина, линолеум для трех классных досок, два уличных фонаря, лошади для катания, сотни аршин ситца, две живые курицы, четыре пуда вареной колбасы, конфеты, куличи, игрушки, велосипед и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Новое на сайте:

Проблемы социальной адаптации детей в условиях детского дома
Как отмечено выше, невозможность приспособления к существующей среде, может вызвать реакцию избегания, вплоть до самоубийства. Детей-сирот можно отнести к группе риска дезадаптации, девиации. «Согласно данным, опубликованным в печати, из ...

Характерные жесты
· Наклонить голову, чтобы свисала чёлка, и приставить к виску два пальца на манер пистолета. · Сложить руки вместе в виде сердца. · Скривить ноги ступнями внутрь и чуть присогнуть колени. · Фотографировать своё отражение в зеркале. Ри ...

Причины дисфункции в семье
На протяжении своего жизненного цикла семья постоянно встречается с разнообразными трудностями, неблагоприятными условиями, проблемами. Речь идет о довольно широком спектре обстоятельств, особенностях социальной среды, условиях жизнедеят ...