Благотворительные учреждения. Благотворительные учреждения
гг. Кургана и Шадринска в ХIX начале ХХ вв.Страница 7
Все три приюта помещались в собственных домах: Канашский – в каменном двухэтажном, Мехонский и Белоярский – в одноэтажных деревянных. В 1907 г. Попечительству Белоярского детского приюта удалось, «не смотря на неудовлетворительный сравнительно урожай хлебов и особенно трав, исполнить свои предположения: выстроить новое здание (при щедрой денежной поддержке попечителя Белоярского сельского детского приюта А.А. Гаснокова» [18, л. 27].
Общее число призреваемых в трех приютах: в Канашском 19 человек (8 мальчиков и 11 девочек), в Мехонском – 14 человек (4 мальчика и 10 девочек), в Белоярском – 37 человек (22 мальчика и 15 девочек).
В отчете о деятельности Уездного Попечительства детских приютов за 1906 г. записано: «Приюты, оказывая призрение круглым сиротам и полусиротам обоего пола, в то же время имеют задачей религиозно-нравственное воспитание сирот и обучение их грамоте. С этой целью детьми посещались церковные службы и школы. Кроме того, мальчики всех трех приютов обучаются к ведению сельского хозяйства, девочки – домашнему хозяйству, огородничеству и шитью белья» [17].
Деятельность Уездного Попечительства была направлена так же на воспитание сирот, «не могущих быть принятыми в детские приюты, и на изыскание средств на устройство приюта для сирот лиц, погибших на войне с Японией» [там же, л. 283], и богадельни для инвалидов войны путем рассылки подписных листов.
Из лиц, наиболее содействующих благосостоянию приютов, в отчетах за 1905-1906 гг. отмечен Попечитель Канашского приюта крестьянин И.С. Соколов. А из «лиц, выдающихся своей деятельностью и пожертвованиями в пользу Попечительства, кроме несущих бесплатно труды по Попечительству помимо Председателя, Членов его, Инспектора народных училищ И.Г. Пактовского и делопроизводителя воинского присутствия М.Ф. Нащекина, первого в качестве казначея, а второго в качестве делопроизводителя попечительства, указать ни на кого оснований не имеется» [там же, л. 283 об.].
Образовательные учреждения становились объектом благотворительности с момента своего появления. В Кургане при содействии горожан была открыта первая школа города – уездное двухклассное мужское училище. По сей день хранится Книга учета особ, внесших средства на его развитие с 1817 по 1853 гг. Среди них имена городничего, земского исправника, купцов и др. Граждане жертвовали деньги, книги, портрет Государя и пр. На торжественном открытии училища исправник Г.С. Серебрянников «угощал почетных гостей обеденным столом, а к вечеру был бал и город иллюминован» [23].
Выписка из приговора Петропавловского сельского схода Петропавловской волости Шадринского уезда от 28 февраля 1895 г. гласит: «Постановили: на устройство в нашем селе народного училища собрать при 2-й половине сего года с 1150 душ нашего общества по 20 коп. с каждой, что составит 207 руб.» [20].
«Кто не согласится, что народная нравственность зависит от образования, успехи последнего всего больше задерживаются у нас недостатками воспитания женского пола, под влиянием которого возрастает новое поколение… Вот почему правительство заботится об учреждении женских школ… Прекрасная мысль – устроить женскую школу в Кургане, давно там уже таившаяся, вызвана была на свет бывшим начальником Губернии Виктором Антоновичем Арцимовичем… И прекрасная мысль осуществилась 12 мая 1858 г.» писали в № 35 за 1858 г. «Тобольские губернские ведомости». Состоялось открытие женского училища второго разряда на средства местных купцов Ивана и Михаила Меньшиковых и Ф. Шишкина, которые давали для училища 200 руб. в год.
Новое на сайте:
Типологическая и популяционная концепция рас
Несмотря на интенсивное развитие современной генетики, вопрос о характере наследования большинства соматологических и остеологических признаков оставался и остается пока еще не очень ясным. В принципе, такое наследование может осуществлят ...
Теоретические аспекты характеристик благотворительности и меценатства как
социокультурных феноменов. Появление
меценатства и благотворительности в России
Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы существовали также в исламе и других религиях. Частная благотворительность была реакцией сос ...
Работа с «трудными» детьми
Работа с «трудными» детьми и подростками предусматривает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психологического статуса. На осно ...