Социальная напряженность в отношениях молодежи и обществаСтраница 6
Совокупность эмпирических и теоретических знаний о социальной реальности, являющихся условиями ее воспроизводства, составляет смысловой (символический) универсум общества и обладает равноправным с социальной реальностью онтологическим статусом. Любая общественная система заинтересована в поддержании собственного смыслового универсума, закрепляемого в системе правил поведения, моральных принципов и предписаний, ценностей и верований, социальных идей, для теоретической интеграции которых прилагаются значительные усилия. Однако смысловой универсум общества неоднороден. Он состоит из множества подуниверсумов, связанных с различными элементами социальной структуры общества, социальными группами и институтами.
Как социально-демографическая группа молодежь формирует собственный смысловой подуниверсум, частично совпадающий со смысловым универсумом общества и подуниверсумами его институтов. Однако значительная часть смыслового подуниверсума молодежи не совпадает с тем смыслом, которым общество пытается наделить биографию каждого молодого человека. Интеграция значений, определяющих смысл жизни молодого человека, нередко выражается в иных смысложизненных ориентациях в сравнении с ожидаемыми обществом.
Механизмы конструктивного преодоления социально напряженных ситуаций формируются на основе содержания многообразных форм социального действия, различающихся соотношением в них эмоциональных и рациональных компонентов, количеством участвующих, уровнем организованности и сплоченности, целями поведения и действия, наличием или отсутствием адресата действия и другими признаками.
Специфические механизмы преодоления социальной напряженности формируются в контекстах социальных движений.
Типы социального действия и формы коллективного и группового поведения молодежи, как механизмы преодоления социально напряженных ситуаций, являются образцами, обобщенными моделями реального поведения индивидов, коллективов и групп, стимулирующими разработку конкретных социальных технологий. Субъектами или инициаторами разработки таких технологий, как отмечалось выше, могут быть все участники социально напряженных ситуаций. Пространство таких технологий характеризуется гораздо большей широтой и разнообразием в сравнении с многообразием механизмов, а их типология соотносится с потребностями, интересами и ценностями молодежи.
Основное направление (поле) разработки механизмов и технологий преодоления социальной напряженности во взаимоотношениях молодежи и общества образуют согласованные действия субъектов, контрсубъектов и посредников (СМИ) в сфере социально-экономических отношений. Образование, занятость, социокультурная сфера предполагают не только максимально эффективное использование уже существующих механизмов, но и поиск новых, позволяющих обеспечить реализацию притязаний молодежи, ее участие в социально-экономических и социокультурных изменениях.
Новое на сайте:
Анализ результатов
Для диагностики уровня тревожности подростков мы использовали методику выявления уровня тревожности подростков Прихожан А.М. [1; с. 156].
Результаты исследования приведены в Приложении 6 и в таблице 3.
Таблица 3. Распределение подростко ...
Великий иной
Великий иной – кто он? Почему за него ведётся такая борьба? Судя по возрасту (12 лет) – это поколение, выросшее на обломках Советского Союза. В период преобразований у этого поколения нет чёткий моральных принципов. В фильме Егор легко от ...
Раскройте цели, задачи, этапы разработки и основные
направления реализации демографической политики
Любая политика есть сочетание целей и средств их достижения. Целью политики народонаселения выступает воздействие на развитие народонаселения. Развитие народонаселения - это такой процесс количественных и качественных изменений в народона ...