Проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации
Проблемы спонсорства, благотворительности и меценатства заключаются прежде всего в отсутствии государственного поощрения и поддержки меценатов и спонсоров, в отсутствии законов о меценатстве и спонсорстве, а также, путанице этих понятий, а путаница эта, в свою очередь, вызвана отсутствием необходимых законов и неграмотного разграничения российскими предпринимателями корыстных, деловых, выгодных для бизнеса поступков и крайне важной, но отнюдь не прибыльной деятельности.
При любом состоянии общества - от стабильного до кризисного - профессиональная деятельность в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения, спорта, а также благотворительная деятельность не являются прибыльной. Таким образом, всегда существует расхождение между экономической и социальной эффективностью функционирования национального культурного достояния. И меценатство необходимо для поддержания культурного достояния страны, однако в нашей стране нет действующего закона о меценатстве, как и о спонсорстве. Это одна из основных причин нечеткого разграничения между этими тремя понятиями, и вследствие этого, попыток выдать одно за другое.
Благотворительность, как и меценатство, должна быть абсолютно бескорыстной и анонимной. В противном случае меняются их значения, приобретают совершенно другой, корыстный смысл.
Именно неграмотность, наплевательский подход, малоразвитость этих видов деятельности порождают проблемы, связанные с ними.
По «Закону о благотворительной деятельности и благотворительных организациях» РФ от 1995 г.: «Под благотворительной деятельностью
понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки».
По словарю 1891 года Брокгауза и Ефрона,
Благотворительность
– проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему.
Авторы учебного пособия «История социальной работы» К. В. Кузьмин и Б. А. Сутырин дают определение понятию «социальная работа», схожее с понятием «благотворительность», но в широком смысле:
Социальная работа
– это вид деятельности людей и организаций по оказанию помощи различным слоям населения.
Действующего закона о меценатстве нет, но все-таки есть точное определение меценатской деятельности. Например, по данным Спонсорской программы поддержки социально-значимых событий «Золотое сердце» (www.goldenheart.ru ),
Меценат
- лицо:
• обладающее властью и/или богатством; и
• оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или определенным начинаниям в художественной жизни.
В Древнем Риме (между 74-64 гг. – 8 г. до н. э.) Меценат
– приближенный императора Августа, выполнявший его дипломатические, политические и частные поручения.
Покровительство поэтам сделало Мецената именем нарицательным, а сейчас это слово приобрело новый, важный, фактически экономический смысл.
Эффективное спонсорство в России также не осуществляется. Так, по словам автора статьи «Мудрый спонсор» журнала “The chief” Яна Денисенко (#9(43)2005): «В общечеловеческом смысле спонсорство – это финансирование проведения какого-либо мероприятия, сооружения объекта и т.п… Как бы там ни было, очевидно одно: настоящая благотворительность и спонсорство (не говоря уже о рекламе) – вещи разные. Благотворительность не предусматривает отдачи, адекватной вложенным средствам: вклад в строительство храма, исчисляющийся сотнями тысяч долларов, никогда себя не окупит с экономической точки зрения.».
Федеральный закон «О рекламе» гласит: «Под спонсорством понимается осуществление… вклада… в деятельность… юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Спонсорский вклад признается платой за рекламу…».
Однако этот закон вызвал неоднозначную реакцию у специалистов хотя бы потому, что фактически причислил спонсоров к рекламодателям, а это не совсем корректно.
Более точное определение понятия «спонсорство» приведено в книге И. М. Воробьевой:
Спонсорство
– это передача юридическим или физическим лицом вклада (в виде денежных средств, имущества, ретов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения рекламы.
Таким образом, необходимость также действующего закона о спонсорстве очевидна.
Предпринимаются попытки разработать подобные проекты. Вот что говорит об этом участница международной научно-практической конференции "Инвестиции в библиотечном деле: опыт, проблемы, перспективы" Е. И. Борисова: «Комплексный анализ действующего законодательства Российской Федерации регулирующего общественные отношения, связанные с реализацией права на меценатскую деятельность еще в середине 90-х годов, выявил значительные пробелы, восстановление которых предполагало принятие срочных мер… Дальнейшая судьба Многострадального законопроекта, разработанного в соответствии с концепцией МК и массовых коммуникаций РФ, на данный момент неизвестна».
- История развития и проблематика меценатства, спонсорства и благотворительности в России. История развития благотворительности, меценатства и спонсорства в России
- Основные виды, формы и направления благотворительной и меценатской деятельности
- Проблемы благотворительности, меценатства и спонсорства в современной России
- Деятельность Тосненского районного Дома культуры по работе со спонсорскими и меценатскими организациями. Дома культуры и клубы, как важнейший сегмент социально-культурной деятельности, в работе со с
- Разработка программы по плодотворной работе со спонсорскими и благотворительными организациями для Тосненского Дома культуры
- Заключение
Новое на сайте:
Анкетирование
Анкетирование проводилось в городе Новосибирске, на улицах города. Прохожим предлагалось заполнить анкету (см. Приложение 1). ...
Теоретический анализ удовлетворенности семейно-брачных отношений. Исторический аспект семьи и брака в обществе
Семья
- это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью [12; 23] (Акопян Л.А.)
Брак -
это свободный равноправный союз мужчины ...
Элементы социальной структуры общества
Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Иными словами, необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а вычленить устойчивое, повторяющееся из эпизо ...