Особенности экологических подходов к формированию здорового образа жизни современной российской семьи

Статьи по социологии » Особенности экологических подходов к формированию здорового образа жизни современной российской семьи

В семье проходит большая часть жизни человека. Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство, целая экологическая микросистема, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, развивать, реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи.

Ребенок появляется на свет полностью беспомощным. Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире.

Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Для этой экологической системы характерно то, что несогласованность психологических потребностей и взаимоисключаемость способов их удовлетворения ведут к распаду семьи или процветанию одного из ее членов за счет другого (до определенного времени, конечно).

Образно говоря, каждый член семьи занимает определенную экологическую нишу, то есть выполняет определенные, необходимые для поддержания баланса системы функции.

Семья – социальное явление. Однако общеизвестно, что социальное и природное постоянно проникают друг в друга, не теряя своей особенности в этом процессе взаимодействия. То, как природа медленно, по фазам трансформировалась в общество, не игнорируя различия между природой и обществом, и степень их взаимопроникновения изучает наука – социальная экология. Социальная экология как часть экологии человека представляет собой комплекс научных отраслей, изучающих связь общественных структур (начиная с семьи и других малых общественных групп), а также связь человека с природной и социальной средой их обитания. Социальная экология пытается показать, что каждодневная социализация семьей не в меньшей степени основана на биологии, чем постоянная забота медицины о стариках – на устоявшихся социальных факторах. Человек никогда не престанет быть млекопитающим со своими первичными инстинктами, но люди институциализировали их и следуют им с помощью разнообразных общественных форм.

В настоящее время в России сложилась весьма неблагоприятная экологическая обстановка: из-за загрязнения воздуха и воды значительно возросло количество различных заболеваний (чума, холера, оспа и т. д.). В современном мире общепланетарной проблемой является ликвидация онкологических заболеваний, паралитического полиомиелита, сердечнососудистых заболеваний. Наиболее массовой инфекцией остаётся грипп. Серьёзной проблемой является гепатит, который часто переходит в хроническую форму с осложнениями типа цирроза и первичного рака печени. Среди основных инфекционных заболеваний СПИД распространяется наиболее быстро.

Как следствие этому – обострение демографических проблем, проблем воспроизводства населения. На снижение численности населения, уровень его здоровья оказывают влияние также социальные факторы, такие как наркомания, алкоголизм, большие физические и эмоциональные нагрузки. На формирование популяционного здоровья большое влияние оказывает так называемое самосохранительное поведение населения, т.е. система действий и отношений, в значительной мере определяющих качество индивидуального и семейного здоровья. Наиболее важными факторами такого поведения являются: сбалансированное (не избыточное) питание, умение правильно отдыхать и достаточная физическая активность, здоровая сексуальность, умение справляться со стрессовыми ситуациями, планирование семьи, отсутствие вредных привычек.[18; с. 103]

Исследования показывают, что около 80% населения озабочены сегодняшним состоянием окружающей среды, понимают необходимость решения экологических проблем.[7; с. 37-40] Но практическое осуществление экологического воспитания пока еще остается делом отдельных индивидов. В нашей стране достаточно давно разрабатывается идея использования мировоззренческих вопросов, в том числе экологических, как общего стержня, вокруг которого в тех или иных формах организуется целенаправленное экологическое воспитание.

Общеизвестно, что наибольшее влияние на ребенка оказывает его семья: без семейного воспитания не возможно эффективное педагогическое воздействие со стороны социальных структур, в том числе школы. Особенностью экологических знаний является их интегративность, взаимосвязь с повседневной действительностью, которая подкрепляется естественнонаучными и гуманитарными догмами.[12; c. 58 - 62]

Экология семейных отношений – необходимое условие устойчивого развития личности, так как именно в семье формируется и развивается представление о здоровом образе жизни, прививаются навыки личной гигиены, и воспитывается бережное отношение к окружающей среде. Семья – это такое пространство, где личность развивается согласно своей природе, в логике осознанного выбора. Этим объясняется актуальность выбранной темы исследования.

Объектом исследования являются брачно-семейные отношения.

Предметом исследования является социально-экологические аспекты современной российской семьи.

Исследованием социально-экологических проблем занимались многие исследователи (М.В.Рыбакова, И.Ю.Тюрина, Б.Б.Прохоров, Е.В.Краснов, В.В.Кривошеев и другие), однако аспекту влияния социально-экологических факторов на формирование брачно-семейных отношений в научной литературе уделено весьма мало внимания, то есть степень научной разработанности темы не достаточно высока. На сегодняшний день не существует ни одного цельного исследования, посвященного этому вопросу.

Перед началом работы была поставлена цель углубленно изучить и проанализировать влияние социально-экологических факторов на семью, брачно-семейные отношения.

Основываясь на поставленной цели, были определены следующие задачи:

· Рассмотреть теоретические основы проблем социально-экологического рассмотрения семьи;

· Проанализировать семью как объект;

· Дать характеристику и выявить особенности экологических подходов рассмотрения семьи;

· Рассмотреть практические подходы к решению социально-экологических проблем современной семьи.

Гипотеза данной дипломной работы: совершенствованию брачно-семейных отношений способствует комплекс социально-экологических факторов, к которым относятся:

1. Рациональное питание;

2. Физическая нагрузка;

3. Снижение влияния неблагоприятных факторов;

4. распорядок дня;

5. Закаливание;

6. Преодоление вредных привычек;

7. Организация семейного быта.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы методы исследования: теоретический анализ литературы; эмпирические методы (анкетирование и опрос).

Теоретическая и практическая значимость данной работы является неоспоримой и очевидной и заключается в том, что данное исследование может быть использовано в качестве методического материала социальными работниками.


Новое на сайте:

История основных направлений и методов работы с дезинтеграцией личности
Социальная работа с кризисной личностью, с негативной дезинтеграцией личности в основном разработана в русле психотерапии. Рассмотрим основные направления, методы, виды и формы социальной работы, направленной на интеграцию личности, на с ...

Признание центральной роли человеческих ресурсов. Способность учиться.
В работе по внедрению инноваций крайне необходимо знать всю систему человеческих ценностей и те сферы, в которых они смогут быть реализованы. Изменения в организации можно осуществлять различными способами. Наиболее распространенными из ...

Человек в организации
Человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими членами организации, отдавая что-то организации, н ...