Демографическая политика
Страница 2

В демографических программах политиками на первое место ставится материальный фактор по стимулированию рождаемости. В настоящее время различные материальные пособия и льготы на родившегося первого и второго ребенка в Белоруссии за первые три года их жизни составляет более двух тысяч долларов, а за третьего и каждого последующего – свыше 3,5 тыс. долларов. Эти льготы, представляющие материальную социальную защиту матери и ребенка, состоят из единовременных пособий при рождении (на первого родившегося в пересчете на доллары по текущему курсу) – 158 у.е., 79 у.е. на родившегося при условии постановки женщины на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, а также ежемесячные пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет – около 52 у.е. Впрочем, подобная социальная защита есть и во многих других странах постсоветского пространства, как тот социальный капитал, который остался от советского периода. Но вряд ли выплаты будут стимулировать рост рождаемости. Как показывает отечественный опыт начала 80-х гг. и других зарубежных стран, они несколько сдвигают график рождаемости, давая ее кратковременный рост, а после опять происходит снижение показателей рождаемости. В 2005–2006 гг. в Белоруссии наблюдалось увеличение рождаемости (на 1,4 тыс. чел.), что политики восприняли как поворот от снижения рождаемости к его росту. На самом деле увеличение количества родившихся в 2005–2006 гг. (90,3 тыс. чел.) не достигло даже уровня 2001 г. (93,7 тыс. чел.). Мы имеем дело с явлением, называемым в демографии "тайминговым" ростом рождаемости, что связано со вступлением в активный демовоспроизводственный возраст поколения, родившегося в середине 80-х гг. ХХ в., в период некоторого роста рождаемости. После 2008 г. наступит совсем иная ситуация. Детородного возраста начнут достигать малочисленные контингенты родившихся в начале 90-х гг. ХХ века, а в возраст, для которых характерен относительно высокий уровень смертности, уже ныне начинает входить многочисленное поколение, родившееся в послевоенные годы, когда действовали факторы компенсационного характера повышения рождаемости. С 2008 г. демографический потенциал рождаемости по сравнению с 2005 г. снизится на 11-12%, а с 2013 г. снижение демографического потенциала рождаемости по сравнению с периодом 2005-2006 гг. составит примерно 45 %. Так что роста рождаемости без активной демографической политики с большой вероятностью в ближайшие годы не предвидится.

Однако это не значит, что не нужно проводить активную демографическую политику или социальную политику по оказанию помощи молодым матерям. Но она может базироваться только на наличных материальных ресурсах. В советское время таким ресурсом была промышленность, характеризовавшая Белоруссию как "сборочный цех" тогдашнего СССР. До нефтегазового конфликта с Россией основу экономики Белоруссии составляла нефтяная "игла", что привело к тому, что за разговорами о необходимости развивать экономику, ее уровень (прежде всего промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства) хоть и вышел из кризиса начала 90-х годов, но тем не менее не сумел достичь показателей 1990 г.

Ныне стоит задача поиска новых путей экономического развития. Одним из них является предпринимательство, которое в Белоруссии, как считают аналитики, менее развито. Роль предпринимательства в обеспечении социальной защиты, социального партнерства, а в итоге и национальной безопасности состоит, во-первых, в расширении занятости и, во-вторых, в росте доходной части бюджета. Но, так как сфера предпринимательства характеризуется более высокой занятостью женщин и более высоким размером дохода, то мы сталкиваемся с экстрональным фактором негативных демографических процессов – женщины при выборе между детородной функцией и работой выбирают второе, ибо с позиций социальной защиты активное участие женщины в улучшении демографической ситуации лично для нее порождает ряд социальных рисков. Другим направлением является переориентация промышленности на современные наукоемкие технологии и процессы, что позволит не только пополнить бюджет, необходимый и для выполнения демографических программ, но и снизить почти полумиллионную трудовую миграцию Беларуси.

Страницы: 1 2 3 4


Новое на сайте:

Социальная напряженность в отношениях молодежи и общества
Общество в лице его различных социальных институтов и организаций при­звано содействовать молодежи в получении образования, социально-профес­сиональной позиции, в приобретении жилища, семьи, предоставлении возмож­ности самореализации и со ...

Общая характеристика качества жизни населения Пермского края
По уровню экономического развития Пермский край входит в число 15-ти ведущих российских регионов по показателю ВРП и уровню промышленного производства, а по душевым показателям превышает среднероссийский уровень, входя в число регионов-ли ...

Выводы и рекомендации по исследованию
Исходя из выше указанных показателей, мы можем сделать следующие выводы: 1. Самооценка у детей с ограниченными возможностями не занижена, как и у здоровых детей. 2. По мнению детей с ограниченными возможностями, лидерские качества у них ...