Особенности отношения к деньгам людей с различным уровнем

Статьи по социологии » Отношение к деньгам при наличии проблем с трудоустройством » Особенности отношения к деньгам людей с различным уровнем

личностной зрелости

Согласно современным концепциям постиндустриального общества (В.Л. Иноземцев) преодоление экономических ограничений социума возможно не через трансформацию социальных структур, а вследствие духовной и интеллектуальной эволюции людей, личностного роста. Однако исследований взаимосвязи личностного роста и отношения к деньгам не проводилось.

Отношение к деньгам взаимосвязано с потребительским поведением и часто его определяет. Личностная зрелость как один из критериев типологизации потребителей широко используется за рубежом в маркетинге стилей жизни (Дж.Ф. Энджел и др.), является одним из критериев социальной стратификации.

Ряд отечественных и зарубежных психологов обращают внимание на то, что отношение к деньгам изменяется по мере развития личности и самоактуализации (А.А. Капустин, B. Poduska). В результате анализа опубликованных за последние двадцать пять лет работ сведений об эмпирической проверке таких предположений не обнаружено. Мы считаем, что понимание сущности отношения людей к деньгам получит свое развитие за счет сравнительного анализа отношений к деньгам у людей с разным уровнем личностной зрелости.

Теоретической основой исследования стали базовые положения психологической концепции В.Н. Мясищева об отношении и диспозиционной концепции В.А. Ядова применительно к изучению психологических особенностей монетарных отношений, а также теории личностного развития (А. Маслоу, Л.И. Анцыферова).

Для решения поставленных задач использовались психодиагностические методики (тесты и опросники) и стандартизированное интервью, позволяющие зафиксировать следующие группы параметров объекта:

1. уровень ценности денег в сравнении с уровнем других ценностей и уровень монетарной потребности (опросник “здорового отношения к деньгам”);

2. характеристики монетарных социальных установок: тип установки, степень следования (структурированное интервью, авторская анкета).

3. уровень личностной зрелости, оцениваемый по шкалам Самоактуализационного теста (САТ).

Заключительным этапом исследования стал статистический анализ полученных данных, их сравнение и соотнесение между собой с целью выявить отличия в отношениях к деньгам в группе личностно зрелых людей.

Проведенное нами исследование позволило нам сформулировать новый подход к понятию “монетарные отношения”. В соответствии с ним эти отношения рассматриваются как компонент целостной системы отношений личности, отражающий ее индивидуальный, субъективно-оценочный, избирательный подход к деньгам как объекту действительности и представляющий собой интериоризированный опыт обращения с деньгами и взаимодействия с другими людьми по поводу денег в специфической социокультурной ситуации. Монетарные отношения личности отличаются относительной устойчивостью и обобщенностью, характеризуют жизненную позицию человека относительно денег, содержат в себе систему более частных монетарных отношений. Мы выделили два основных компонента установок по отношению к деньгам: аффективный (связывающий деньги с различными эмоциями: тревога, стыд, вина, возбуждение и т.д.) и мотивационно-волевой компонент (связь денег с достижениями, уважением, доходом, манипулированием людьми и т.д.). Исследование показало, что существуют отличительные особенности в отношении к деньгам у людей, имеющих высокий уровень личностной зрелости. Эти особенности проявляются на уровне ценностей, потребностей и степени их удовлетворения, социальных установках, переживаниях, связанных с деньгами, мотивах использования денег. Как показало исследование, у личностно зрелых людей ниже ценность денег и выше уровень монетарной удовлетворенности. У них формируется более рациональное и осознанное отношение к деньгам, которые воспринимаются как средство, и не происходит их фетишизации, преобладание установок на рациональное потребительское поведение.


Новое на сайте:

Понятие «качество жизни населения», его составляющие
Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рац ...

Потребительский или клиентский капитал
Он складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Здесь можно выделить следующие составляющие. 1. Имидж страны, ее регионов и городов и продвижение уникальных конкурентных преимуществ территории. Госдепартам ...

Основные направления социальной работы центра
Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральными законами, а также в соответствии с Уставом. Основными направлениями деятельности МУСО «Комплексный Центр социального облуживания населения Речинского района города Омска» ...