Развитие социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Исторические аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в России
Страница 1

Статьи по социологии » Дети в детском доме » Развитие социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей. Исторические аспекты становления различных форм социальной опеки и попечительства над детьми в России

Любое общество оказывает социальную помощь и поддержку своим детям в той или иной форме. Развитие общества и государства вызывает развитие социальной защиты, как способа сохранения и стабилизации жизни. Существует неоспоримая закономерность: чем более развито общество, тем более оно печется о тех, кто не может сам себя обеспечить, содержать и образовывать. Очевидно, что не всегда социальные работники оперировали терминами «социализация», «социальная опека», «социальное попечительство», «социальное призрение» и т.д. В Российском государстве процессы становления социальной защиты, опеки и попечительства можно рассматривать в исторической перспективе.

Уже в древних славянских общинах мы можем обнаружить общинно-родовые формы помощи и поддержки, «связанные с языческим родовым пространством, в качестве которого выступает «вервь» – круговая порука. В языческую эпоху через нее была заложена традиция заботы о слабых и немощных – стариках, детях, женщинах».

В качестве основных институтов, оказывавших поддержку детям, фактически сохранявших им жизнь, можно назвать институт детского сиротства. (Сиротами в те времена называли и детей и стариков, относя их к одной социальной группе). Этот институт вырос из домашнего рабства, когда в голодные годы детей продавали, чтобы сохранить им и себе жизнь. Тогда же развился институт приймачества, когда семья принимала сироту, который вел хозяйство, почитал новых родителей и обязан был их похоронить. Таким образом, решение проблемы сиротства через приемную семью возник очень рано и является одной из древнейших форм социального попечения.

Другой формой поддержки сироты была общинная, мирская помощь, когда ребенок переходил из дома в дом на кормление.

Сироте могли назначать «общественных» родителей, которые брали его на свой прокорм.

В системе общественных «помочей» можно выделить сиротские и вдовьи помочи, когда данная группа обездоленных «снабжалась за счет общества хлебом, дровами, лучинами».

Таким образом, в древнейший период славянской истории зарождаются формы помощи и поддержки, которые в дальнейшем станут основой для христианской модели помощи и поддержки нуждающимся детям.

Парадигма помощи и поддержки в период с IX по первую половину XVII века существенно изменяется. Для этого времени характерны три основные тенденции: монастырская система помощи, государственная система защиты и первые светские тенденции благотворительности. «С изменением общественных отношений система социальной помощи также меняется: общество создает новую ее модель, соответствующую ее потребностям и представлениям. Система социальной помощи в период феодализма носила многосубъектный характер и имела полиморфизм экономических основ».

Первоначальные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством. Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016 году, учредил сиротское училище. Призрение бедных, страждущих, сирот было одной из главных забот Владимира Мономаха.

В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты. В XIV-XVI веках основным субъектом социальной помощи детям становится церковь. Милосердие, естественно, базировалось на религиозных догматах, в первую очередь о любви к ближнему, как к самому себе. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Среди священников вызывают глубокое восхищение и уважение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, Сергий Радонежский.

В этот период еще не сформировался институт детства, общество не воспринимала детей как ценность. Но все же есть примеры оказания поддержки именно детям-сиротам, относящиеся к тому времени. Помощь идет не столько от церкви, сколько от простых мирян, прихода. Поэтому принято выделять особый институт церковно-приходской помощи сиротам того времени – скудельницы. «Скудельница - это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во время эпидемий, замерзших зимой и т.п. При скудельницах сооружались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занимались их призрением и воспитанием скудельники - старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя». Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний населения окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Скудельницы были своеобразными детскими домами.

Страницы: 1 2 3 4


Новое на сайте:

Понятие социальной работы
Понятие "социальная работа" в 1900 году было предложено Симоном Паттеном применительно к деятельности добровольных помощников в сеттльменте. Сегодня его семантическое значение значительно расширилось и не имеет однозначной интер ...

Эстетика субкультуры
Хип-хоп стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей идеологию современной афроамериканской культуры. Эта идеология была построена на антагонизме американской белой, англо-саксонской культуре. За прошедшие десятилетия сформ ...

Институт отцовства в современной семье
Это приводит к тому, что при отсутствии отцовского влияния или его недостатке, развитие детей обоего пола принимает ущербный характер (мальчики усваивают женский тип поведения или создают искаженное представление о мужском поведении, как ...