Плеханов.Страница 1
Плеханов Георгий Валентинович (29 ноября 1856, имение Гудаловка, Липецкий уезд Тамбовской губернии - 30 мая 1918, Питкиярви, Финляндия) - обществовед, публицист, один из основателей РСДРП. Из мелкопоместных дворян. После окончания Михайловской военной гимназии в Воронеже (1873) поступил в Константиновское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге, однако вскоре, решив отказаться от военной карьеры, его оставил. Не был завершен и курс в Горном институте столицы (обучался в 1874 - 1876); посылы о важности "служить народу", "бороться с деспотизмом" обозначили новые приоритеты: с конца 1875 г. молодой Плеханов втягивается в народническое движение.
социология россия плеханов ленин
Заметным было участие Плеханова в обществе "Земля и воля", стоявшем в основном на платформе бакунизма. В нем он приобрел опыт занятий в фабричных и заводских кружках (см. мемуарный очерк Плеханова "Русский рабочий в революционном движении", 1890), зарекомендовав себя "специалистом" по рабочему вопросу.6 декабря 1876 г. выступил с речью политического характера перед студентами и рабочими у Казанского собора Санкт-Петербурга. После этой "Казанской демонстрации" Плеханов был вынужден перейти на нелегальное положение. В целях революционной агитации и организации бунтарских выступлений выезжал в Саратовскую губернию и на Дон. Под знаком верности народничеству прошло первое пребывание за рубежом (весна - лето 1877); Георгий Валентинович посетил Швейцарию, Германию, Францию, познакомился с П.А. Кропоткиным, П.Л. Лавровым, П.Н. Ткачевым, другими политическими эмигрантами из России. Весной 1878 г. Плеханов участвовал в редактировании обновленного варианта программы "Земли и воли". Склонность Плеханова к серьезной интеллектуальной работе подтвердила и его статья "Закон экономического развития общества и задачи социализма в России", опубликованная в журнале "Земля и воля" (1879, январь - февраль, № 3 - 4), одним из соредакторов которого он был. В этой статье, Плеханов, в частности, выразил уважительное отношение к учению К. Маркса, что не дает, однако, серьезных оснований считать, что уже в это время начался его поворот к марксизму. После раскола "Земли и воли" в августе 1879 г. Плеханов встал во главе группы "Черный передел", выступая за продолжение революционной агитации среди крестьян, рабочих и студентов в расчете на подготовку будущего восстания. Однако возможность ареста и поиск новых путей для революционной борьбы вынудили Плеханова, а также В.И. Засулич, Л.Г. Дейча, Я.В. Стефановича в январе 1880 г. нелегально покинуть Россию. Плеханов надеялся использовать временное нахождение за рубежом, чтобы теоретически разобраться в идейном хаосе и противоречиях задач и тенденций русского революционного движения. Разумеется, он не мог предполагать, что пребывание на чужбине будет столь долгим (до весны 1917; жил в основном в Швейцарии, а также во Франции, Великобритании, других европейских странах).
Главным образом на годы эмиграции приходится вклад Плеханова в развитие общественной мысли. Этот вклад неразрывно связан с марксизмом. С некоторыми марксистскими трудами он был знаком еще в 1870-е гг., тем не менее его переход от народничества к марксизму в значительной степени выглядел "умственным переворотом". Этот "переворот" стал выходом из личного идейного кризиса, в котором отразился кризис народничества в России, совпавший с все более успешным распространением марксистского учения в Европе. Марксизм открывал для Плеханова новое, широкое поле для его деятельности как революционера-социалиста. Переход под знамя марксизма (сам Плеханов относил его к 1882) - пример того, как при сохранении целевых установок - революционная борьба против царизма и за социалистические идеалы - относительно быстро воспринимается новая ценностная система радикальных взглядов. В мае 1882 г. вышел в переводе Плеханова на русский язык "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса с их предисловием, написанным для этого издания. Плеханов писал, что вместе с другими сочинениями его авторов "Манифест" "начал новую эпоху в истории социалистической и экономической литературы - эпоху критики современных отношений труда к капиталу и, чуждого всяких утопий, научного обоснования социализма" (Плеханов Г.В. Сочинения. М., 1923. Т.1. С.150). Образование в сентябре 1883 г. в Женеве первой группы марксистов - "Освобождение труда" (кроме Плеханова в нее вошли П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич, В.Н. Игнатов) подтвердило, что рождается новое, социал-демократическое направление в русской революционной мысли, что интернационалистский по своему характеру марксизм предлагается как теоретическая и идеологическая основа для развития социалистического движения в России. Не случайно, что острие первых марксистских работ Плеханова "Социализм и политическая борьба" (1883), "Наши разногласия" (1885) было направлено против идеологии и практики революционного народничества. Однако его вывод, что народнический социализм отжил свой век, оказался явно поспешным.
Новое на сайте:
Семья как социальный институт. Стадии жизненного цикла
семьи
Каждые отношения уникальны и неповторимы в своем разнообразии, тем не менее, большинство семей, так или иначе, проходят в своем развитии определенные стадии, которые несут с собою новый опыт общения и взаимодействия. И хотя в большинстве ...
Возрастная структура населения
Возрастная структура населения играет активную роль во всех общественных процессах и, конечно, в демографических также. Но кроме того она оказывает активное влияние на величину всех демографических показателей. Так, при молодой возрастной ...
Взаимодействие
социологии с историей
Социология, как и история, имеет объектом и предметом своего исследования общество и его закономерности в их конкретных проявлениях. Они обе воспроизводят социальную действительность в единстве необходимого и случайного. Так или иначе, ка ...