Средства массовой информации - как фактор
социализации подросткаСтраница 1
Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека, к нему относятся как социально определенные, направляемые и контролируемые обществом факторы (воспитание, обучение), так и факторы, возникающие стихийно, спонтанно. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения.
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Различают макро (от греч. makros "большой"), мезо (mesos "средний") и микро (mikros "малый") факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации.
К мезофакторам относятся формирование этнических установок, влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок, тип поселения.
К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое-многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок и вступает в непосредственный контакт. Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом. Микрофакторами социализации принято считать: семью, школу, друзей, средства массовой информации.
Каждое образовательное учреждение имеет определенные границы своих возможностей в решении проблемы социализации. Эти возможности увеличиваются, если учреждение осуществляет свою деятельность в единстве с другими факторами. Но, несмотря на множественность факторов социализации, существует проблема "рассогласованности" воздействий родительской семьи, школы, молодежных организаций, неформального общества сверстников и средств массовой коммуникации. Чтобы координировать усилия этих компонентов социального взаимодействия подростков, нужно четко представлять себе возможности и тенденции развития каждого из них.
Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. Семья - это малая социальная группа людей, объединенная кровнородственными или иными приравненными к ним связями, члены которой связаны общностью быта, взаимной материальной и моральной ответственностью. Но на сегодняшний день, данный социальный институт переживает кризис. Современная семья не обладает той ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Здесь сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение самой семьи: уменьшение стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и т.д.
Меняется и стиль внутрисемейных отношений. Крушение авторитарного воспитания сделало взаимоотношения родителей и детей мягче, интимнее. Имеемся в виду не родительская власть, а моральный авторитет родителей. Его поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу. Индивидуализация отношений повышает их психологическую значимость, но одновременно делает их более хрупкими, особенно в подростковом возрасте, когда диапазон и выбор общения у детей расширяется.
Новое на сайте:
Мироощущение
Выражение эмоций — главное правило для эмо-кидов (emo-kids — тех, кто относит себя к субкультуре эмо). Их отличает: самовыражение, противостояние несправедливости, особенное, чувственное мироощущение. Зачастую эмо-кид — ранимый и депресси ...
Актуальное состояние гражданского общества
Мировой финансово-экономический кризис 2008 года спровоцировал новые вызовы для развития страны и гражданского общества России. В сложившихся условиях значительно возросла потребность в ресурсах и технологиях благотворительного и добровол ...
Исследование «богатые и бедные в современной России»
Расхожим стало утверждение, что бедность в российской традиции выступает чуть ли не добродетелью, в то время как богатство – это нечто сомнительное и осуждаемое, противоречащее идее аскезы, вошедшей в живую ткань культуры русского народа. ...