Технологии социальной работы с клиентами ОДП. Теоретические
основы досуговой деятельности социальных службСтраница 2
Если специалисты в состоянии сделать свой контакт теплым, он может много добиться, потому что пожилые люди, подобно детям, увидев заинтересованность и сочувствие, выплеснут свои заботы, нужды и радости – все до последней капли. Если же доверия не возникает и они почувствуют, что к ним относятся как к канцелярскому «делу», которое надо «закрыть», они замыкаются, начинают отмалчиваться и часто вообще перестают слушать, что им говорят. Например, когда медсестра спросила одну престарелую пациентку, почему она не слушает объяснения доктора, что и как ей надо принимать, та ответила: «Да он ко мне и не обращался».
Возможно, правильнее будет сказать, что проблемы в профессиональном общении с пожилыми людьми проистекают не столько из их преднамеренного уклонения от контакта или безразличия, сколько от неспособности поступать так, как требуется. Чаще всего такая замкнутость и другие препятствия в общении случаются в момент, когда старики, остро нуждаются в добром участии, озабочено сосредотачиваются на действительном или мнимом факте пренебрежения старым человеком, на ощущении своей беспомощности. Добросердечное внимание в такой момент просто преображает пожилого человека, снимая напряженность и делая его отзывчивым в общении, и это дает возможность наладить доброе и прочные дружеские отношения. [6]
Профессиональному работнику также следует учитывать, что чрезмерная напряженность и эмоциональная закомплексованность пожилых людей может иметь чисто объективные причины: человек лишился былой власти и влияния, задето самолюбие, сократился денежный доход, ему кажется (а может быть, и на самом деле), что он теряет уважение других, а также переживает описанные выше разочарования и крушение надежд.
Чтобы не провоцировать у пожилых людей эти чувства ущербности, надо относится к ним не с жалостью, а с пониманием, воспринимать их слабости как таковые, не навязывать свою помощь, а оказывать ее только по необходимости и насколько это возможно исподволь, стараться делать все, чтобы пожилой человек мог сам себе помогать. Даже если специалист всего лишь позволит немощному старику зашнуровать себе ботинки, причесаться или взять его под руку вместо того, чтобы самой его поддерживать (тем самым он выбирает такую поддержку, какая ему нужна), это может для пациента значит очень много. В профессиональном обслуживании пожилого человека, подобно его отношениям в семье, ему нужна своя роль и обязанности. Эта активность и сознание собственной значимости будут способствовать улучшения его настроения и коммуникабельности. Более того, чем старше и слабее пожилой человек, тем для него важнее хотя бы немного участвовать самому в деловых отношениях и хоть чем-то, пусть самым не значительным, быть полезным другим.
Чтобы разумно и достойно организовать досуг престарелым в ОДП нужно исходить из того, что у обитателей этих учреждений те же самые недуги и проблемы, что и у всех стариков, только значительно усиленные и умноженные безликостью окружения и еще большим одиночеством, несмотря на немалое число компонентов.
Чтобы вновь поступивший пациент такого учреждения не замыкался, был открыт для целительного общения и сохранял чувство собственного достоинства, специалистам и персоналу такого учреждения следует встретить его тепло и приветливо. Налаживание контакта с престарелым пациентом и в приобщении его к коллективу большую помощь может оказать то, что пожилые люди тяготеют к тому, чтобы брать на себя какие-то функции и старательно их выполнять. Поэтому, предложив пациенту посильную для него задачу можно успешно создать ему условия для самостоятельной деятельности, позволяющей ему чувствовать себя нужным, и рассчитывать на дружественное отношение окружающих.
Практика социальной работы многообразна. Она обуславливается значениями различных теоретических подходов в процессе воздействия как на жизненное пространство клиента, так и на его жизненные силы. Основной чертой, характеризующей социальную работу как особое явление общественной жизни, как специфическую общественную деятельность во всех ее вариантах, является формирование, осуществление и реабилитация жизненных сил человека, его индивидуальной и социальной субъективности. Именно поэтому культурно-досуговая деятельность занимает одно из важнейших мест в практическом труде отделения дневного пребывания, где пожилые люди могут адаптироваться к современным условиям жизни с помощью досуговых мероприятий.
Адаптация пожилых людей к новым статусам и ролям – необходимый процесс, от успеха которого зависит содержание жизни человека в «третьем возрасте». Однако ресурсов самых активных пожилых людей не всегда хватает для самостоятельного решения задач адаптации. Сказываются проблемы со здоровьем, ухудшение экономического положения, разрыв семейных связей. В переходных обществах к общим трудностям адаптации добавляются специфические трудности, определяемые общественными преобразованиями. Для ряда групп пожилых людей проблемы адаптации следует решить с учетом их жизненной предыстории.
Новое на сайте:
Субъекты семейных правоотношений.
Субъектами семейных правоотношений являются только граждане, чья семейная правосубъектность раскрывается через правоспособность и дееспособность. Семейное законодательство не содержит определения семейной право- и дееспособности, но эти п ...
Зачем молодежи интернет?
Сегодняшняя молодежь рассматривает интернет как основной источник информации и главное средство коммуникации. В основном, молодые люди выходят в онлайн для поиска полезных сведений, новостей и работы, общения с друзьями, скачивания музыки ...
Альбион Смолл: сила интереса
Существенно важными для становления и развития ряда концепций и гипотез западной социологии в духе социал-дарвинизма стали идеи американского социолога Альбиона Смолла (1854-1926).
Заимствовав у Ратценхофера гипотезу конфликта интересов ...