Система социального обслуживания пожилых людей. Исторические сведения о системе социального обслуживания в России и за рубежом
Страница 2

Статьи по социологии » Специфика досуга пожилых людей » Система социального обслуживания пожилых людей. Исторические сведения о системе социального обслуживания в России и за рубежом

Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав, который основал училище на 300 человек. Это училище было первым настоящим учебным заведением в России. Однако более всего Ярослав прославился составлением первого письменного русского свода законов – «Русской Правды». «Русская Правда» состоит из 37 глав и, кроме статей уголовного характера, имеет статьи социальной направленности, что было необычайно для молодых государств Европы.

Итак, мы видим, что первые века христианства на Руси были отмечены душевной простотой его ревнителей, которые свято верили и точно соблюдали евангельские заповеди. Для них христианская гуманность, вера в силу добра, убежденность в важности человеколюбия не были отвлеченными нормами, а, наоборот, являлись непреложными истинами, не выполнять и не следовать которым они считали для себя невозможным.

На протяжении веков средоточием социальной помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русские люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. При общественной неурядице, при недостатке безопасности для слабого и защиты для обижаемого следование этой заповеди полагали, прежде всего, в подвиге сострадания к страждущему, а ее первым требованием признавали личную милостыню. Идея этой милостыни была положена в основание практического нравоучения; потребность в подвиге сострадания воспитывалась всеми известными тогда средствами тогда средствами духовно-нравственной педагогики. Целительная сила милостыни заключалась в том, чтобы, смотря на слезы и страдания, самому пострадать с ним, пережить то чувство, которое называется человеколюбием.[1]

Значительно расширилась сеть различного рода государственных социальных учреждений при Петре I.

Естественно, деятельность Петра I заключалась не только в борьбе с нищенством. Первый русский император практически подошел к созданию системы общественного призрения. При нем обязанность строительства и содержания больниц лежит на приказах, сначала Патриаршем, с 1701 г. – Монастырской, а с 1721 г. – относилась к Святейшему правительствующему Синоду и Камер-конторе.

Некоторой предтечей пенсионного законодательства являются указы о призрении «не имеющих чем жить» младших офицеров и солдат (1722 и 1723 г. соответственно). Предполагалось, что они должны были идти жить в монастыри или богадельни, где офицерам даже полагалось жалованье.

При Екатерине II шагом дальнейшего создания системы государственного призрения стали приказы, которым поручалось «попечение и надзирание» народных школ, сиротских домов, госпиталей и больниц, богаделен для «убогих, увечных и престарелых», особого дома для неизлечимо больных», работных домов для обоего пола» и т.д.

В целом XVIII – первая половина XIX в., были временем становления государственной системы социального призрения, которая действовала под руководством специальных административно-управленческих органов. Она состояла преимущественно из благотворительных учреждений закрытого типа. Во второй половине XIX века началось реформирование всей системы социальной помощи нуждающимся гражданам, которое выразилось в децентрализации управления социальной сферы. Губернские и земские органы самоуправления способствовали увеличению богаделен, сиротских домов, других детских учреждений. В конце XIX века в ведении земских и городских органов самоуправления на территории земских губерний находилось более 5 тысяч благотворительных учреждений. Активно росло благотворительное движение. Как свидетельствуют статистические данные, только в течение одного 1898 года благотворительные общества и заведения оказывали ту или иную помощь 7 миллионам человек, удовлетворили 20 миллионов разовых обращений нуждавшихся. В богадельнях и других благотворительных заведениях постоянно проживало свыше 460 тысяч человек. Нельзя не сказать об огромной роли в этот период частной благотворительности. Известные предприниматели Бахрушины, Демидовы, Морозовы, Крестовниковы, Прохоровы, Руковишниковы, Рябушинские, Строгановы, Третьяковы, Хлудовы и другие жертвовали крупные суммы на больницы, богадельни, училища. Увеличилось число церковно-приходских обществ. Так в 1899 году в России действовало более 18 тысяч церковно-приходских попечительств, которые финансировали 68 больниц на 1 000 мест и 868 богаделен с 11 тыс. призреваемых.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое на сайте:

Индустриальное общество
Выше мы рассмотрели, с некоторыми необходимыми отклонениями, развитие «традиционного» общества, которое, по мнению современных социологов, характеризуется понятиями «функциональной нерасчлененности», «иррациональности», «локальности». Это ...

Система социального обслуживания пожилых людей как одно из направлений технологий социальной работы с пожилыми людьми
Социальное обслуживание и обеспечение пенсионеров включает в себя назначение им пенсий и различных пособий, содержание и обслуживание престарелых одиноких пожилых людей в специальных учреждениях органов социальной защиты населения, беспла ...

Социальная активность молодежи
В 2009 году в международной практике все чаще использовалось новое определение молодежи, а именно – «Generation G», «Поколение щедрости». Ценности поколения G отражают растущую важность щедрости и великодушия как ведущего социального и де ...