Теоретико-методологические основы технологий социально-культурной
деятельности общественных организацийСтраница 2
Под методами обычно понимают и обоснованные способы, определенные действия, направленные на наиболее рациональное достижение целей социально-культурной деятельности: познавательной, творческой, рекреативной.
В социально-культурных институтах используются следующие методы:
· Просветительские методы (изложение материала, демонстрация предметов или явлений, упражнения, направленные на закрепления знаний, отработку умений и навыков);
· воспитательные методы (убеждение, пример, поощрение, порицание);
· методы организации творческой деятельности (выдвижение творческой задачи, тренаж, организация творческого содружества и распределения творческих обязанностей, налаживание творческого соревнования);
· методы рекреации (вовлечение в развлекательное занятие, вытеснение малоценных развлечений полезными, организация игрового соревнования).
В качестве логических оснований для классификации социально-культурных технологий выдвигаются три наиболее общих, характерных признака:
1) Историко-содержательный признак (оздоровительные технологии – медико-биологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные; культуроориентированные технологии – технологии изучения, сохранения, восстановления (реставрации), освоения и использования культурных ценностей в современной среде; культуротворческие – технологии создания и развития культурных ценностей, технологии творческого развития детей, подростков и взрослых; экологические – технологии изучения, освоения и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга; технологии предпринимательства и экономического обеспечения – коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные);
2) Функциональный или процессуальный признак (информационно-образовательные, обучающие, просветительные технологии; коммуникативные технологии; творчески развивающие, формирующие технологии; рекреативные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии; компенсирующие технологии - реабилитационные, коррекционные, адаптационные; технологии социального прогнозирования, программирования, проектирования, творческого моделирования);
3) Социально-демографический, «субкультурный» признак (индивидуально ориентированные технологии – авторские, частные; специализированные или групповые – семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические; массовые – общедоступные)[5].
Итак, организация и методика социально-культурной деятельности, которые своим результатом имеют специфически сформировавшуюся вещественно-предметную среду, развивающиеся по присущим им законам деятельности, начинают переходить в новое качество – «технология». Поэтому совокупность всех теоретико-методологических компонентов, перечисленных в данном параграфе, и будет являться основами технологического процесса в социально-культурной деятельности.
Новое на сайте:
Богатство и бедность в представлении россиян
В данной главе предлагается исследование, осуществленное Институтом комплексных социальных исследований РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Фридриха Эберта в РФ в марте 2003 г. Основная выборка данного исследования, проход ...
Психоисторическая значимость героини Ж.-Ж. Руссо.
Утвердившийся в 18 веке довод о полах, который впервые нашел выражение в работах Руссо и оказал огромное влияние на последующие эпохи.
Его работа «Эмиль» явилась исторически первой и имевшей невероятный успех относительно «новой женстве ...
Системное развитие благотворительности
Благотворительная деятельность – одна из наиболее значимых практик гражданского общества. Не следует думать, что благотворительность – признак низкого уровня развития страны или проявление неспособности государства решать социальные пробл ...