Теоретический анализ удовлетворенности семейно-брачных отношений. Исторический аспект семьи и брака в обществе
Страница 3

Статьи по социологии » Проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями современных супругов » Теоретический анализ удовлетворенности семейно-брачных отношений. Исторический аспект семьи и брака в обществе

Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль играла «большуха» – старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве в доме и семье.

В целом же нормативная дохристианская модель семьи описывается таким образом: родители (отец и мать) могут находиться в различных отношениях: «доминирования-подчинения» или «конфликта», борьбы. Родители (как целое) противостоят детям, одно поколение борется с другим. Дети всегда в подчинении [11; 48].

Христианская модель семьи.Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком. В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться. Патриарх – глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя.

«Идеальная» христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Она строится на основе принципа власти – совмещения ответственности и доминирования. Иерархия по шкале «доминирования-подчинения» такова: отец – сын – мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец – мать – сын. Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены сферу психологической близости.

Брак в христианском смысле – просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по-особому, через другую личность.

Эта полнота еще углубляется с возникновением из двоих третьего, их ребенка. Совершенная супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства.

Через таинство Брака даруется благодать на воспитание детей, которой христианские супруги лишь содействуют. Ангелы-хранители, приданные младенцам от святого Крещения, тайно, но ощутимо содействуют родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности.

Если в браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своим эгоизмом и гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей. В воспитании детей самое важное, чтобы они видели своих родителей, живущими истинной духовной жизнью и светящимися любовью.

Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Oба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание – любовь. Единственный путь к этому согласно христианскому вероучению – углубление духовной жизни каждого, работа над собой. Самое страшное в браке – утрата любви, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение любви и духовности.

Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагают чёткое осознание каждым своего места: жене следует смиренно занять второе место, мужу – взять на себя тяжесть и ответственность быть главой.

Страницы: 1 2 3 4


Новое на сайте:

Основные проблемы молодежи. Девиации в молодежной среде и ее последствия для общества
Девиантное поведение или отклоняющееся поведение встречается в повседневной жизни очень часто. Наверно, нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не нарушал запреты, соблюдал бы все правила и нормы установленные в обществе, в котор ...

Гендер как категория новой истории литературы
Культурным поло-ролевым стереотипом в литературе является определение пишущего субъекта как «мужского», в то время как позиция описываемого объекта идет в сравнение с «женским». Этот стереотип, с одной стороны, постоянно давал привилегии ...

Межгрупповой конфликт
Выражается этот конфликт в столкновении интересов различных групп. К такому типу относятся конфликты между социальными группами самого разного размера: малыми, средними и большими. Малая социальная группа - это совокупность людей, находя ...