Сравнительное планирование и моделирование: сравнительный анализ.
Научную методологию социального проектирования следует конструировать, основываясь на основных методологических положениях социальных наук.
социальных институтов. Социальное проектирование является одним из инструментов социального управления.
Социальное проектирование имеет тесную связь с технологией реализации проекта. Результат социального проектирования - разработка социального проекта. Чтобы воплотиться в жизнь, проект должен стать плановым заданием, т.е. быть включенным в план. Без проведения социального проектирования невозможно оценить правильность прогноза, разработать научно-обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин подобного результата.
В поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:
- поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производства (средства и предметы труда, социальные технологии, техника, социальная деятельность, духовная культура и т.п.)
- человек как общественный индивид и субъект исторического развития:
- элементы и подсистемы социальной структуры общества (регионы, социальные группы, трудовые коллективы, общественные организации и др.).
- различные общественные отношения (политические, идеологические, эстетические, нравственные, др.)
- элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.д.).
Субъектом социального проектирования, как и социального прогнозирования, являются люди - отдельные научные и практические работники и исследовательские организации.
К основным причинам социального проектирования относятся:
- объективность:
- практичность;
- направленность;
- результативность;
- надежность;
- экономность.
Распространенной методикой прогнозирования тех или иных процессов и явлений служит моделирование, считающееся достаточно эффективным средством прогнозирования возможного явления новых или технических средств и решений.
Моделирование - это многоплановый метод исследования, один из путей познания. Сферы применения моделирования неограниченны, им охватываются все процессы. Но это вовсе не означает, что моделирование является единственным и исчерпывающим методом познания, хотя моделирование присуще всякому познавательному процессу.
Моделирование приобретает особо важное значение в том случае, когда собственные законы развития той или иной отрасли науки н техники плохо изучены. В этих условиях моделирование является важнейшим средством актуализации ранее накопленного знания и получения новой эмпирически контролирующей информации.
Моделирование модно определить как метод исследования объектов познания с помощью их моделей, выступающих как аналоги их оригиналов. Моделью объекта считается его аналог, мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая и воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте. Модель должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так как при этом само моделирование теряет смысл.
Модель конструируется субъектом исследования так, чтобы операции отображали характеристики объекта, существенные для цели исследования. Конструирование модели на основе предварительного изучения и выделения его существенных характеристик, экспериментального и теоретического анализа модели, сопоставления результатов с данными объекта, корректировки модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный образ и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей решения. Основные требования, связанные с созданием моделей, адекватных сложным явлениям и процессам социальной действительности, можно отразить в следующих принципах:
1) единства гносеологического и аксиологического подходов при реализации моделей и интерпретации результатов
2) целостного, многоаспектного отображения социальных объектов в системе использующихся моделей:
3) соответствие моделей, формализованных в той или иной мере, содержательным моделям, отображающим своеобразие предмета исследования.
Социальные отношения отличаются исключительной сложностью, в них взаимодействуют самые различные факторы, взаимовлияние которых друг на друга неоднозначно, причинно-следственные связи, их интенсивность и характер подвижны и неопределенны. След учитывать, что все социальные процессы осуществляются людьми, а поступки, мысли, чувства людей не могут иметь числового отображения. Отсюда - объективно необходимыми становятся различные методы анализа качественного содержания процессов в социальной сфере
Новое на сайте:
Цели и намерения
· Противостояние мифу, муссируемому СМИ о скинхедах, как о расистах и опровержение этого стереотипа в обществе.
· Расширение субкультуры скинхедов и пропаганда антифашистских и анархистских идей с помощью музыки (Oi!, стритпанк, реггей, ...
Элементы социальной структуры общества
Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Иными словами, необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а вычленить устойчивое, повторяющееся из эпизо ...
Малая социальная группа, ее функции, виды: первичные, вторичные,
формальные, неформальные (семья, студенческая группа, производственная бригада,
спортивная команда и др.)
Одним из интересных объектов исследования являются малые группы.
В социологии была разработана специальная социологическая теория – теория малых групп
, предметом которой является место и функции малой группы в системе социального органи ...