Христианская семья
Страница 2

Следствием этого явилось подчиненное положение жены в идеальной христианской семье. Вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости с мужем и сыном, что и зафиксировано в Писании.

Жена, из «зоны вражды», где её помещало язычество, или «зоны пренебрежения», где ее помещает магометанство, переходит в «зону любви» психологического пространства отношений, характеризующего семью.

Эта связь отношений любви с отношением доминирования – подчинения в христианской семье, просматривается весьма явно.

Двоеверие – так можно обозначить систему религиозного мировоззрения россиян. Язычество переплеталось с христианством в системе обычаев, поведения, отношения к миру, семье.

Женщину взаперти не держали, а жены казаков пользовались еще большей свободой, которую они сохранили до ХХ в. Но права были суровыми: жены обманывали мужей, мужья били жен, бывало, и пропивали их. Источники свидетельствуют, что счастливое замужество было исключительной редкостью. Как правило, жена старалась «извести» мужа, муж отвечал подозрительной враждебностью, иногда муж и жена жили порознь, не встречаясь друг с другом. Родители опекали своих дочерей и заключали письменные договоры с зятем, чтобы он не бил жену.

Вместе с тем мужчины испытывали страх перед женщинами: женское начало считалось источником таинственной мистической силы, как правило, злотворной. Уважение не к женщине, а к ее «магическим» способностям характеризует поведение мужчин эпохи язычества. Смягчение нравов и нормирование отношений в русском семейном быту связывают с победой православия в конце ХVI в.

Моногамия оказалась устойчивой формой семьи. Под влиянием урбанизации, индустриализации, интеллектуализации труда ведущей тенденцией развития стала демократизация внутрисемейных отношений. В течении ХХ в.произошел всемирно – исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим. Жесткая, авторитарная структура семьи, основанная на власти отца, хозяина над женой и детьми, сменяется демократическими отношениями между супругами, родителями и детьми. Гуманизация внутрисемейных отношений непосредственно связана с процессом эмансипации женщин и детей.

Во всем цивилизованном мире самым распространенным типом семьи стала нуклеарная семья, состоящая из одной брачной пары.Все цивилизованные народы переживают сегодня дестабилизацию брака. Этот объективный процесс касается миллионов людей. Кардинальные сдвиги в содержании и характере внутрисемейных отношений, распад патриархальных семейных связей выдвинули на первый план проблему развода. Новым явлением стало распространение неполных семей.

Развитие моногамии в современную эпоху осуществляется через кризис и разрушение патриархальных устоев, при этом институт брака сохраняется и его дальнейшее функционирование обеспечивается усилением демократической тенденции в области семейных отношений.

Страницы: 1 2 


Новое на сайте:

Благотворительность в периоды военных, общественно-политических и экономических кризисов. Благотворительность в военные периоды XIX в.
На протяжении всего XIX в. жители зауральских городов и деревень участвовали в обороне страны, не смотря на то, что Зауралье не было местом военных действий благодаря своему географическому положению. В 1804 г. собирались средства на соде ...

Возможности влияния на воспитание подростка средств массовой информации
Воздействие средств массовой информации на развитие личности подростка сегодня крайне противоречиво: с одной стороны, происходит расширение кругозора и любознательности, но и, с другой стороны, можно отметить растущее влияние компонентов, ...

Результат практического исследования по проблемам социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Программа реабилитации детей с ограниченными возможностями
Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для его реабилитации мероприятий. Разрабатываемая на основе решения Государственной службы медико- социальной экспертизы, она содержит как реабилитационны ...