Роль социальных расходов в социально-экономическом
развитии РФ в условиях рыночных отношенийСтраница 2
- принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении социального обеспечения.
Материальное обеспечение соответствующих категорий граждан и членов их семей трудовыми и государственными пенсиями и пособиями осуществляется в форме денежных выплат. Данные пенсии и пособии представляют собой денежный эквивалент необходимых человеку жизненных благ и потребностей. В принципиальном плане получение пенсий и пособий определенными категориями получателей дают им возможность самостоятельно строить свой бюджет в соответствии с необходимыми индивидуальными потребностями. Денежные выплаты преобладают в общих расходах государства на нужды социального обеспечения [6].
В результате ухудшения соотношения размеров пенсий с заработной платой и прожиточным минимумом упала и реальная покупательная способность пенсий. Основными причинами такого положения дел явились: негативные процессы в экономической жизни общества. В экономике такие процессы проявились в распределительных отношениях: в динамике денежных доходов и уровне инфляции, в несбалансированности товарного рынка, росте стоимости жизни. В конечном счете, это привело к нарушению обоснованной дифференциации уровня жизни имеющихся социальных групп населения. Государству необходимо обеспечить дифференцированный подход к различным социальным слоям и группам населения; социальным мероприятиям придать более адресный характер; применить различные методы поддержки и виды помощи различным категориям населения. С целью поддержания уровня покупательской способности получателей пенсий и пособий государством введена и такая система помощи – компенсационные выплаты, но их размеры слишком незначительны [6].
Однако, несмотря на то, что государство имеет развитую в законодательном плане систему социального обеспечения населения, все выше с каждым годом увеличивается социальная дифференциация между различными группами населения и возрастает соотношение величины прожиточного минимума с реальными доходами населения, которые попадают под механизм социального обеспечения.
Несмотря на повышение темпов роста реальных доходов населения в последнее время, объективно происходит не столько их рост, сколько процесс восстановления их прежнего уровня. Подъем же возможен, если на фоне экономического роста будет целенаправленно проводиться перераспределение национального дохода [21].
Населению предоставляются социальные гарантии, целью которых является уменьшение различий в уровне жизни отдельных слоев населения, оказание помощи нетрудоспособным лицам и лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Несомненно, пенсии, пособии, а до принятия закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ и льготы относятся к числу социальных гарантий, но говорить о том, что они выполняют основную цель-поддержание достойного уровня граждан - не приходится.
Наименее обеспеченными являются семьи с детьми. С 2005 г. по 1 января 2009 г. не увеличивалось детское пособие, которое составляет 200 рублей, не индексируется необлагаемый налогами вычет из доходов граждан на детей [22].
Со стороны государства хотя и есть обязательства об уровне или размере будущих пенсий, но они только провоцируют рост цен, а гарантированный прожиточный минимум никак не связан с достаточным уровнем. В прошлом году средняя пенсия почти дотягивала до величины прожиточного минимума пенсионера, составляющей 4123 руб. [37].
Таблица 2 - Динамика численности пенсионеров, средних размеров пенсии, прожиточного минимума пенсионера и расходов Пенсионного фонда России на выплату пенсий в 1998-2008 годах
Название показателей |
1998 |
2002 |
2004 |
2008 |
Численность пенсионеров – всего (млн. чел.) |
38,5 |
38.5 |
38,5 |
38,9 |
в том числе по старости |
29,1 |
29,0 |
29,6 |
29,6 |
Средний размер пенсии (рублей) |
399 |
1380 |
1585,0 |
5358,0 |
в том числе по старости |
426 |
1483 |
1634,7 |
4935,0 |
Прожиточный минимум пенсионера (рублей) |
348 |
1372 |
1588 |
4123 |
Отношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы (%) |
38,0 |
31,3 |
31,0 |
30,00 |
Расходы на выплату государственных пенсий (млрд.рублей) |
184,1 |
642,7 |
769,1 |
1886,6 |
в том числе на выплату трудовых пенсий |
167,0 |
597,6 |
718 |
1824,3 |
Новое на сайте:
Политика и стратегия формирования оплаты труда
В 60-е годы политика солидарности в установлении заработной платы в основном была направлена на то, чтобы сократить различия в ее размере для работников приблизительно одного уровня подготовки и умений, занятых в различных производственны ...
Результаты анкетирования родителей до мероприятия
Мы провели исследование с целью узнать мнение родителей с синдромом Дауна о проекте. Выборка состояла только из родителей, которые дали согласие на участие в проекте, то есть тех родителей, у которых была потребность в этом. Результаты пе ...
Образ го́тов
Готы имеют свой, узнаваемый имидж, который за последнее время претерпел значительные изменения. Как бы ни развивалась готика, остаются два неизменных основных элемента: преобладающий черный цвет одежды (иногда с элементами других цветов), ...