Объекты и субъекты социальной работы
Страница 1

Статьи по социологии » Объекты и субъекты социальной работы

Прежде всего, отметим логичность рассмотрения этих компонентов социальной работы именно в такой последовательности: на наш взгляд субъекты, несмотря на всю их важность, являются в определенной мере производными от объектов. В самом деле, объекты социальной работы возникают, формируются объективно, под влиянием социально-экономических условий жизни в том или ином "обществе; субъекты же, хотя и возникают под влиянием тех же объективных условий, тем не менее, формируются политическими и другими социальными институтами, т.е. являются надстройкой.

Далее. Выдвижение на первый план объектов предопределяется их характеристиками, теми задачами, которые необходимо решать, исходя из имеющихся у объектов проблем. Субъекты же (социальные службы) формируются и организуются на этой основе.

Именно поэтому представляется нецелесообразным рассмотрение некоторыми авторами этих компонентов социальной работы в последовательности «субъекты — объекты».

Кроме того, характеристику субъектов социальной работы необходимо рассматривать с учетом всех ее аспектов — и как практического вида деятельности, и как науки, и как учебной дисциплины. Ибо все они являются тесно связанными видами деятельности одного и того же феномена общественной жизни. Именно под таким углом зрения анализируются (пожалуй, впервые) субъекты в учебнике «Теория социальной работы».

В связи с этим дадим краткое философско-социологическое толкование понятий «объект» и «субъект».

Объект можно трактовать как нечто противостоящее субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. Он не просто тождествен объективной реальности, а является той ее частью, которая взаимодействует с субъектом.

Субъект — это носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), источник активности, направленный на объект.

Подчеркнем три момента, важных для понимания объектов и субъектов в социальной работе: их различия; органическое взаимодействие, связь; их возможность меняться местами.

Далее, надо иметь в виду, что понятие «объект» может соотноситься с понятиями и «субъект», и предмет. Объектно-субъектные отношения характеризуют главным образом социальную работу как практический вид деятельности.

Когда же мы рассматриваем социальную работу как науку, то имеем дело с объектно-предметными отношениями, В этом случае объект воспринимается как определенный вид практической социальной деятельности, а предметом является либо сторона (стороны) этого объекта (социальная ситуация клиента — индивида, семьи, общности, группы), либо (чаще всего) закономерности социальной работы.

При анализе социальной работы как учебной дисциплины (точнее, учебного процесса) объектом (преимущественно) являются студенты, слушатели, а субъектом — преподаватели, ученые. В то же время объектно-субъектные отношения здесь довольно подвижны, особенно когда речь идет о самостоятельной, научно-исследовательской и другой деятельности (в том числе практики) студентов (слушателей).

Объектом социальной работы в ее широкой трактовке являются все люди. Это объясняется тем, что жизнедеятельность всех слоев и групп населения зависит от тех условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями ее реализации.

Надо также иметь в виду, что каждый человек в любое время, в любой период своей жизни нуждается в более полном удовлетворении своих потребностей и интересов. При этом в каждой сфере жизнедеятельности они могут удовлетворяться неравномерно: богатый человек нуждается в сохранении и укреплении здоровья, в более спокойной обстановке, не связанной со стрессовой ситуацией; здоровый человек может быть бедным, не имеющим возможности реализовать свои разнообразные установки; в любой семье могут обостриться отношения между супругами или между родителями и детьми (особенно это проявляется в условиях кризисного состояния общества), — т.е. каждый человек в той или иной степени нуждается в поддержке, помощи, защите.

Страницы: 1 2 3 4


Новое на сайте:

Миграция
А.Я.Кваша в своей книге рассказывает о миграционных особенностях в России. Миграция- перемещение населения. Большие её объемы наблюдались в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы. Так, в 1941-1942 годы из районов, к ...

Рождаемость
Автор книги "Перспективы рождаемости" А.А.Борисов говорит, что на протяжении последних ста лет в России произошли огромные изменения в уровне рождаемости, отражающие переход от традиционного к новому, современному типу репродукт ...

Исследование положительного влияния средств массовой информации на процесс воспитания. Организация и проведение исследования
Гипотезой данного исследования является предположение о том, что воздействие средств массовой информации на процесс воспитания подростка может быть положительным. Повышение эффективности воспитания подростков средствами массовой информац ...