Экономические условия развития родового общества от варварства к
цивилизацииСтраница 2
Из первого крупного разделения общественного труда возникло первое крупное разделение общества на два социальных слоя (класса, страты) – господ и рабов.
Поскольку скот был собственностью мужчины, то и весь товар и рабы, которые обменивались на скот, стал доставаться ему. Если «дикий» воин и охотник был на вторых ролях в семье по отношению к женщине. То скотоводство оттеснило женщину на второй план. С утверждением фактического господства мужчины в доме наступило его единовластие. Матриархат пал, было введено отцовское право. Парный (групповой) брак перешел к моногамии. Это дало трещину в древнем родовом строе. Отдельная семья стала противостоять роду.
Следующий шаг – эпоха железного меча, железного плуга и топора. Прогресс стал неудержим. Богатство стало возрастать быстро, но как богатство отдельных лиц. В ткачестве, обработке металлов и других ремеслах совершенствовалось мастерство производства. Земледелие давало теперь наряду с зерном, стручковыми и фруктами, также растительные масла и вино. Произошло второе крупное разделение общественного труда: ремесло отделилось от земледелия.
Рабы перестали быть простыми подручными; их десятками и сотнями гонят работать на поля и в мастерские. Возникает производство непосредственно для обмена, - товарное производство не только внутри племени, но уже и с заморскими странами. Благородные металлы начинают становиться преобладающим и всеобщим товаром – деньгами, но их еще не чеканят, а только обменивают по весу.
Цивилизация упрочивает и усиливает все эти возникшие виды разделения труда путем обострения противоположности между городом и деревней. В результате происходит третье, свойственное лишь цивилизации, разделение общественного труда. Создается сословие, которое занимается уже не производством, а только обменом продуктов, а именно купцов.
Это сословие, не принимая никакого участия в производстве, захватывает, в общем и целом руководство производством и экономически подчиняет себе производителей. Образуется сословие паразитов. Вместе с этим появляются металлические деньги, а с ними – новое средство господства не производителя над производителем.
Интересы ремесленных групп, особые потребности города в противоположность деревне требовали новых органов; но каждая из этих групп состояла из людей самых различных родов, фратрий и племен. Отрытая борьба между сословиями угрожала жизни общества гибелью. Необходима была третья сила, - стоящая, якобы, над сословиями и допускающая борьбу в законной форме – только в экономической области. Появилось государство.
Итак, государство никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества. Государство отличается тем, что, во-первых, разделяет подданных по территориальным делениям, во-вторых, государство утверждает публичную власть. Для содержания публичной власти необходимы взносы граждан – налоги.
С развитием цивилизации даже и налогов недостаточно; государство выдает векселя на будущее, делает займы, государственные долги. Обладая публичной властью и правом взыскания налогов, чиновники становятся, как органы, над обществом.
Самый жалкий полицейский служитель цивилизованного государства приобретает больше «авторитета», чем все органы родового строя вместе взятые. В большинстве известных в истории государств, предоставляемые гражданам права, соразмеряются с их имущественным положением. И это прямо заявляет, что государство – это организация имущего сословия для защиты его от неимущего.
Высшая форма государства – демократическая республика. Она официально ничего не знает о различиях по богатству. При ней богатство пользуется властью косвенно, но зато тем вернее. Во-первых: в форме прямого подкупа чиновников (Америка, современная Россия, Африка, Китай). Во-вторых: в форме союза между правительством и биржей, который тем прочнее, чем больше государственные долги (США). И, в-третьих: имущее сословие господствует непосредственно при помощи всеобщего избирательного права. Пока неимущие слои не созрели для своего освобождения, которое определяется их способностью конституироваться в собственную партию
, до тех пор государство останется орудием господства имущих слоев над не имущими.
Только тогда, когда рабочие начнут избирать своих представителей в органы публичной власти, а не представителей имущих слоев общества, - как это до сих происходит почти везде, - тогда и только тогда демократическая республика откроет все свои возможности для развития производства. Вместе с развитием производства появятся такие экономические условия, которые сделают государство, - а вместе с ним и сословие чиновников, - лишним звеном в системе взаимоотношений индивидов и социальных институтов. Дать больше демократическая республика никогда не сможет, но и этого достаточно.
Новое на сайте:
Теоретические основы социальной работы с семьей. Семья как социальный
институт, ее характеристика.
Семья – это основанная на браке и кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями друг к другу. Так же семей называют социальный ...
Простота, автономность, управление через культуру.
Понимание необходимости управления инновациями предполагает не только осознание этого феномена руководителем, но и формирование коллективного видения будущего состояния организации. Данный процесс начинается с личности – с ощущения беспок ...
Опыт досуговой деятельности ОДП
В жизни пожилого человека в современном обществе проблемы одиночества приобретают особое значение. Людям преклонного возраста тяжело смериться с потерей социальной активности, страшно остаться один на один со своим возрастом и неизбежными ...