Гуманистические ценности и нравственность как основа духовности.Страница 1
К третьему тысячелетию в мире сложились определенные системы гуманистических ценностей, перед выбором которых стоит молодежь XXI века. Каждая из них базируется на определенной системе философских, научных и вненаучных (религиозных и астрологических, оккультных) знаний. Немецкий философ Г. Фихте говорил: «какую философию мы выбираем, зависит от того, какие мы люди». Вместе с этим, Достоевский отмечал, что какова философия, таков человек; какова идея человека, таков этот человек и в жизни своей, и в делах своих, и в своем умозрении, своем самосознании. Действительно, философия прагматизма ориентирует человека на достижение успеха любой ценой; религиозная философия — на зависимость и подчиненность человека божественному Провидению.
В условиях плюрализма ведущих философских школ и направлений выделяются следующие мировые системы гуманистических ценностей:
• Религиозно-прагматическая (западная) основана на приоритете человека над миром, антропоцентризме, свободном индивидуализме, самоутверждении, самореализации любой ценой, сильной воли к власти. Вспомним Гёте: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой!». Система складывалась под духовным влиянием кальвинизма, протестантизма при опоре на длительную средневековую тренировку западноевропейского интеллекта, приучающую его к порядку через схоластическую логику и схоластическую теологию.
• Религиозно-мистическая (восточная) основана на аскетизме, приоритете мира над человеком, отказе от собственного «Я» и осознании «Я» лишь в слиянии с Абсолютом. Ее становление и развитие происходит под воздействием преимущественно восточных мистических и религиозных вероучений (даосизм, конфуцианство, буддизм, зороастризм, кришнаизм и др.).
• Материалистически-атеистическая (социалистическая, коммунистическая) основана на всестороннем и гармоническом развитии личности как совокупности социалистических (коммунистических) общественных отношений. Наиболее полно эта система гуманистических ценностей была выражена в «Моральном кодексе строителя коммунизма».
• Система общечеловеческих гуманистических ценностей основана на субъектоцентризме, на паритете между человеком и миром и общепризнанных в истории человечества ценностях жизни и деятельности людей. Следует признать: система эта теоретически и практически еще не отработана. Тем не менее, она составляет основу субъективных ценностей цивилизации XXI века, где первичным фактором производства и бытия Человека являются Знание, Опыт, Труд, Вера и Нравственность.
Однако, отмечал А. Лосев, вышеназванные системы ценностей предстают как всеобщие тенденции и определяют культуру эпохи как предельную общность всех основных слоев исторического процесса. Но культура человечества многообразна, имеет множество центров в социуме и множество ценностных оснований. Последние могут быть и региональными, и национальными, и классовыми, и групповыми, и индивидуальными.
Ценностные основания молодежи зависят и от характера той или иной субкультуры. Молодежь имеет возможность и право выбора на историческом «рынке ценностей», выбора той системы, которая соответствует ее потребностям, интересам и целям жизни. Главное, чтобы общество, государство, семья обеспечили свободу этого выбора. В российской духовной традиции свобода есть способность и возможность индивида максимально реализовать свою природу, свою сущность.
Через свободу человек творит себя и свое отношение к миру. Творение духовности в свободе — важнейшее условие созидания человеком себя, своего «Я». У философа И. Ильина мысль эта выражена отчетливо: «Свободен не тот человек, который предоставлен сам себе, которому нет ни в чем никаких препятствий, так что он может делать все, что ему придет в голову. Свободен тот, кто приобрел внутреннюю способность создать свой труд на материале своих страстей и своих талантов».
Наука и религия едины в подходе к пониманию духовности: ее основу составляет нравственность. Все богатство духовной жизни выводится из общечеловеческой нравственности, высшими категориями которой являются Благо, Любовь, Долг, Честь, Добро, Свобода, Совесть. Набор общечеловеческих нравственных ценностей, моральных норм, составляющих основу духовности, может быть продолжен. Но духовно богатым может быть лишь высоконравственный человек. Если индивид исповедует такие антиценности, как ложь, зло, несправедливость, эгоизм, равнодушие, насилие, ненависть, хамство, жестокость, алкоголизм, наркоманию — такой человек бездуховен. К сожалению, очень часто сам человек это не понимает и не осознает.
Духовность издревле понимается как единство истины, добра и красоты. Высшими продуктами духовности, начиная с Г. Гегеля, признаются искусство, религия, наука и философия. Искусство при этом коррелируется с красотой, религия — с добром, философия и наука — с истиной. Когда в современной России поднимается вопрос о путях формирования духовности молодежи, то это означает, что вся система обучения и воспитания подрастающего поколения должна не только давать определенную сумму научных знаний (истина), но и обязательно приобщать молодежь к добру и красоте, без которых подлинная Духовность не состоится.
Новое на сайте:
Теория конфликта
Сторонники теории культурного переноса подчеркивают, что для индивидов, принадлежащих к различным субкультурам, характерны несколько различающиеся модели поведения, поскольку процесс их социализации базируется на различных традициях. Прив ...
Семья и функции семьи в современном обществе
Понятие семьи в разных источниках сформулировано по разному, но суть у этого понятия одна. Так например словарь Ожегова дает такое понятие слову «семья»: семья – это группа живущих вместе близких родственников.[11 c 711]
Еще одно более р ...
Освобождение от коммунистической идеологии
Атеизм советского общества выражался в отделенности большинства людей от церкви, от религии как организованной веры в Бога. В то же время, как подчеркивали многие и русские, и зарубежные мыслители, в советских людях сохранился и даже укре ...