Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями, как
теоретическая проблема социальной работы. Понятие
« Социально – реабилитационная деятельность», сущность, содержание. Цели
социальнСтраница 2
Социально – реабилитационная деятельность, как и любой другой вид деятельности, имеет свои качественные характеристики. Наиболее общие из них: целенаправленность, опосредованность, субъективность, интенсивность, динамичность, эффективность.
Целенаправленность социально – реабилитационной деятельности проявляется в том, что процесс социальной реабилитации строится с учетом четко очерченной цели, осознания того, какими личностными и психическими качествами должен обладать ребенок на завершающем этапе.
Специфика опосредованности социально – реабилитационной деятельности состоит в том, что социально – реабилитационные воздействия оказывают влияние на ребенка с ограниченными возможностями не прямо, а косвенно – в результате социальной обусловленности социально – реабилитационной деятельности, ее связи со значениями, фиксированными в понятиях языка, нормах морали, ценностях. Социально – реабилитационное воздействие будет иметь эффект лишь в том случае, если оно будет осмысленно на уровне сознания и будет принято индивидом как свое собственное.
Субъективность социально – реабилитационной деятельности выражается в проявлениях индивидуальности как специалиста по социальной реабилитации, так и ребенка, включенного в социально – реабилитационный процесс. Ее качественные характеристики будут определяться активностью его участников, наличием прошлого опыта, установками, эмоциями, целями и мотивами, особенностями межличностных отношений, а также уровнем профессиональной компетентности специалиста по социальной реабилитации [3].
Интенсивность социально – реабилитационного процесса обусловлена наличием у каждого специалиста по социальной реабилитации индивидуального стиля деятельности. Его наличие позволяет каждому из них при наличии разных особенностей нервной системы, разной структуры способностей, характера добиваться определенной эффективности при использовании разных способов и средств воздействия [3].
Динамичность социально – реабилитационной деятельности определяется поступательным движением в реализации текущих задач в работе с ребенком. Для социально – реабилитационного процесса важно добиваться хотя бы маленьких, но положительных сдвигов в психике. Динамические изменения социально - реабилитационного процесса в этом случае могут привести к более существенным положительным изменениями в развитии личности в целом [3].
Эффективность социально – реабилитационной деятельности проявляется в соотношении достигнутого результата к максимально достижимому или заранее запланированному результату. Определить ее можно только в том случае, если будут четко выделены качественные критерии измерения результатов. В числе основных показателей определения эффективности социально – реабилитационной деятельности могут быть взяты сравнимые изменения в уровне развития личности ребенка, достигнутого за соответствующий период, и его способность к адаптации и интеграции в социальную и экономическую жизнь с учетом реабилитационного потенциала[3].
К числу других важных особенностей социально – реабилитационного процесса следует отнести то, что, в отличие от педагогического процесса, его обязательным условием является, во-первых, проведение диагностического обследования ребенка, с учетом результатов которого и строится реабилитационный процесс, во-вторых, осуществляется он в неразрывном единстве с проведением медицинских мероприятий (медицинская реабилитация), психологической и педагогической реабилитациями и социальной адаптацией.
Новое на сайте:
Научные концепции
Значительные перемены во всех сферах жизни восточноевропейских стран и российского общества, интенсивно происходящие в последние годы, сделали проблему социального конфликта особенно актуальной в политических и научных кругах. Одновременн ...
Основные виды, формы и направления благотворительной и меценатской
деятельности
Таким образом, форм и видов благотворительности множество.
По определению (Спонсорская программа поддержки социально-значимых событий «Золотое сердце»), благотворительные программы
- государственные или общественные программы помощи низ ...
Выводы
Человек не только свидетель, не только участник Истории. Он в большей или меньшей степени ее творец, который изменяется вместе с окружающей действительностью. Но совсем не тек стремительно, как мир. Он не может меняться столь же быстро, ...